В прошлом году Россия занимала второе после Германии место в Европе по динамике продаж автомобилей. А с сентября этого года в стране в целом, и в Петербурге в частности, отмечено снижение спроса на автомобили, примерно на 20 процентов. При этом реальные продажи автомобилей выросли на 1,5 процента, преимущественно за счет увеличения популярности недорогих иномарок.
В страхе перед инфляцией
По словам президента фонда "Республика" Сергей Цыпляев, который в начале 2000-х продвигал проект строительства в Петербурге автобусного завода концерна Scania, спрос на автомобили после некоторого всплеска все-таки будет, безусловно, падать. "Сейчас у многих граждан есть желание избавиться от последних запасов рублей в страхе, что они могут просто пропасть из-за инфляции, и такие вещи мы проходили и в 1991-м, и в 1998-м, и в другие годы", - говорит Цыпляев.
По его мнению, в России возможен очередной виток консолидации в сфере автомобильного бизнеса. А связано это с тем, что, с одной стороны, непосредственно в руках у граждан будет меньше денег, но с другой стороны, кризис обострит конкурентную борьбу.
Автопром идет на "новогодние" скидки
Генеральный директор лизинговой кампании "ЭнергоМашИнвест" Александр Ярин рассказывает, что в погоне за покупателем некоторые автосалоны пускаются на ухищрения - устанавливают курс евро в 30 рублей, либо объявляют, что по их календарю Новый год наступает… 31 октября - и устанавливают так называемые "новогодние скидки". Сейчас цены на автомобили в Петербурге снизились на пять процентов, и Александр Ярин предсказывает падение цен еще на 20 процентов.
Между тем в ближайшие месяцы может измениться система продажи автомобилей в кредит. В частности, продаж с нулевым взносом больше не будет вообще, так как сейчас многие фирмы сокращают персонал, и слишком силен риск вообще не получить денег за проданный таким образом автомобиль. Поэтому первый взнос будет составлять от 15 процентов до 30 процентов, а затем следует рассрочка на 2-3 года вообще без увеличения стоимости.
Угонщики действуют активнее
Возможно также кредитование под небольшие проценты через банк, связанный с конкретным автопроизводителем. Банк при этом не получает выгоды, но неплохо зарабатывает завод, а так как владельцы и у того, и у другого одни и те же, то в накладе никто не остается.
И еще одна тенденция последних месяцев. По данным ГУВД Санкт-Петербурга, увеличилось число краж автомобилей. Причем повышенным спросом у угонщиков пользуются как раз не очень дорогие иномарки.
Владимир Изотов