19 ноября Мосгордума приняла во втором чтении законопроект "О бюджете города Москвы на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов". Как сообщили корреспонденту REGIONS.RU в пресс-службе МГД, предметом рассмотрения законодателей стали параметры доходной части бюджета и источников финансирования дефицита на трехлетний период. К рассмотрению поступила 28 депутатская поправка, относящаяся к конкретным источникам финансирования доходной части проекта казны. Кроме того, редактор внес 10 поправок, которыми были частично учтены предложения законодателей.
По словам редактора документа, руководителя Департамента финансов города Юрия Коростелева, за время, прошедшее с момента формирования прогнозов на предстоящий трехлетний период, стали достаточно серьезно проявляться последствия мирового экономического кризиса. Это, безусловно, потребовало корректировки ранее представленных прогнозов по объемам бюджетного обеспечения мегаполиса в 2009-2011 годах.
Исходя из этого, исполнительная власть предложила скорректировать, в целях оптимизации, ранее сформированный прогноз объема финансовых ресурсов казны в сторону их уменьшения на сумму 202 млрд. рублей в 2009 году, 183,8 млрд. рублей в 2010 году, и 260,7 млрд. рублей в 2011 году. В наибольшей степени это касается двух основных источников: налога на прибыль и налога на доходы физических лиц. Также скорректированы объемы неналоговых доходов и привлечения заемных средств.
Поправки к доходной части проекта казны на трехлетний период предусматривают уменьшение поступлений от налога на прибыль (соответственно, по годам, на 76,8, 106,9 и 128,9 млрд. рублей), - за счет корректировки темпов роста поступлений от ОАО "Газпром" и нефтегазовых предприятий. Это обусловлено снижением мировых цен на нефть, а также возникшей кризисной ситуацией в сфере финансовых рынков.
Объем поступлений от налога на доходы физических лиц также решено уменьшить в прогнозе на 2009-2011 годы (соответственно, на 28,9, 57,1 и 72,3 млрд. рублей). Это вызвано тем, что в складывающейся непростой экономической ситуации ожидается снижение поступлений декларационного налога, уплачиваемых гражданами с доходов, полученных в предыдущем году от операций на финансовом рынке и от продажи принадлежащего им имущества.
Уменьшатся и поступления от налога на имущество организаций (соответственно, на 5, 6,6 и 7,9 млрд. рублей), поскольку, по мнению редактора, в складывающейся экономической ситуации следует ожидать сокращения объемов налогооблагаемой базы. Прогнозируемые ранее объемы поступлений доходов от сдачи в аренду нежилых помещений на 2009-2011 годы будут снижены, соответственно, на 2,3, 3,9 и 3,8 млрд. рублей из-за высокого уровня инфляции и снижения активности собираемости доходов в результате неплатежеспособности арендаторов.
Помимо этого, предполагается максимально сократить объемы продажи имущества города. В связи с этим, прогноз доходов от реализации имущества уменьшится на 2009-2011 годы, соответственно на 1,2, 1,4 и 1,6 млрд. рублей. В то же время, согласно поправкам, прогнозируется увеличение поступлений по земельному налогу (соответственно на 3 и 5 млрд. рублей) - с учетом предстоящей с 1 января 2010 года отмены льгот по учреждениям федерального подчинения.
В своем содокладе председатель бюджетно-финансовой комиссии Игорь Антонов отметил, что изменения к доходной части явились итогом подробного анализа сегодняшней экономической ситуации, проведенной Департаментом финансов города с участием специалистов Управления федеральной налоговой службы по городу, Комплекса экономической политики и развития столицы, а также имущественно-земельного комплекса и Комитета государственных заимствований Москвы. Трехлетний бюджет основывается на четкой системе учета всех обязательств государства и стопроцентного исполнения решений в отношении среднесрочных программ социального и экономического развития города.
Однако с учетом нестабильности внешнеполитической конъюнктуры и значительных колебаний мировых цен на нефть бюджетное планирование, отметил Игорь Антонов, должно быть особенно сдержанным и взвешенным. В существующих условиях не следует принимать максимальные расходные обязательства и увеличивать размеры государственного долга и дефицита бюджета. Следует учитывать, что невыполнение плана по доходам неизбежно вызовет резкий рост взаимных неплатежей, рост кредиторской задолженности, увеличение объемов незавершенного строительства и невыполнение обязательств по программам мегаполиса. Осложняющим фактором при трехлетнем бюджетном планировании может стать нестабильность основных макроэкономических показателей, на которых основывается прогноз доходной части казны.
Кроме того, председатель БФК обратил внимание коллег на замедление роста заработной платы на многих производственных предприятиях, что, на его взгляд, может способствовать кризису в торговле из-за неплатежеспособности горожан и снижению товарооброта. Он также указал на падение доходов в финансовой секторе, существенное снижение цен на энергоносители, и, как следствие, возможность сокращения поступлений в казну налога на прибыль. Помимо этого, депутат подчеркнул, что возможности города по привлечению кредитных ресурсов и обслуживанию государственного долга следует оценивать достаточно взвешенно и осторожно. Наконец, он отметил одно, наиболее актуальное, изменение к проекту бюджета, касающееся снижения дефицита казны. С учетом прогнозируемого удорожания заемных ресурсов, предполагается минимизировать сумму привлекаемых заемных средств для финансирования дефицита в 2009 году до 34 млрд. рублей. С учетом предстоящей реструктуризации основного долга общий объем привлечения составит 54 млрд. рублей. В 2011 году предлагается сократить привлечение заемных средств до 60 млрд. рублей.
В своем содокладе председатель Контрольно-счетной Палаты города Виктор Двуреченских сообщил, что в основе бюджета лежат два важнейших финансовых документа - прогноз социально-экономического развития и реестр расходных обязательств города. Указав на то, что изменения редактора основываются на ссылках, касающихся последствий финансового кризиса, глава ведомства подчеркнул, что пока неизвестно, в какой степени данный кризис повлияет на те или иные параметры будущего бюджета Москвы.
Поддержав предложение редактора об уменьшении прогноза поступлений налога на прибыль, он, вместе с тем, обратил внимание на негативные тенденции, сложившиеся в экономике города в последние три года, которые, по его мнению, следует учитывать при формировании бюджета на ближайшие три года.
Виктор Двуреченских высказал точку зрения о том, что в 2009-2011 годах могут усиливаться процессы «перегрева» экономики, сопровождающиеся превышением спроса над предложением, в условиях, когда рост заработных плат опережает рост производительности труда, а рост внутреннего потребления намного опережает динамику производства валового регионального продукта. Подобная ситуация приведет к еще большому опережению темпов роста доходов бюджета в виде налога на доходы физических лиц над темпом роста налога на прибыль.
При подобных условиях, а также при возможном снижении мировых цен на нефть и газ, кризисе на мировых финансовых рынках высок риск потери ликвидности банковской системы и как следствие - дефицит денежных средств на развитие экономики.
Одним из важных и необходимых условий роста экономики и преодоления "перегрева" экономики Палата считает разработку стратегически ориентированной модели управления социально-экономическим развитием мегаполиса, включающей увязку бюджета со среднесрочным прогнозом социально-экономического развития и стратегией развития столицы.
В ходе обсуждения парламентарии отметили, что главными принципами при формировании бюджетных показателей остались реалистичность и сбалансированность. Именно этим обеспечивается гарантированное исполнение принимаемых столицей бюджетных обязательств, что сегодня особенно актуально. Предложенная Департаментом финансов города оптимизация показателей является наглядным примером реалистичности подходов к прогнозам по бюджетному обеспечению.
В целом, согласно внесенным изменениям, основные характеристики бюджета столицы прогнозируются следующим образом: в 2009 году объем доходов предусматривается в сумме 1 трлн. 387 млрд. 110 млн. 55,8 тыс. рублей, а общий объем расходов - 1 трлн. 462 млрд. 31 млн. 71,2 тыс. рублей, с превышением расходов над доходами в объеме 74 млрд. 921 млн. 15,4 тыс. рублей.
В 2010 году прогнозируемый объем доходов должен составить 1 трлн. 613 млрд. 293 млн. 960 тыс. рублей, а общий объем расходов - 1 трлн. 698 млрд. 425 млн. 486,6 тыс. рублей, с превышением расходов над доходами в сумме 85 млрд. 131 млн. 526,6 тыс. рублей. Что касается 2011 года, то в этот период объем доходов предполагается сформировать в объеме 1 трлн. 866 млрд. 350 млн. 231 тыс. рублей. В свою очередь, общий объем расходов планируется в сумме 1 трлн. 963 млрд. 50 млн. 151,8 тыс. рублей, с превышением расходов над доходами в 96 млрд. 699 млн. 920,8 тыс. рублей.
В итоге Дума проголосовала за принятие документа во втором чтении, отведя на работу над поправками недельный срок Источник REGIONS.RU |