80-миллиардная задолженность зафиксирована у «АвтоВАЗа» по состоянию дел на 1 декабря. Огромный долг не мешает представителям министерств и ведомств верить в скорый выход предприятия из кризиса и строить планы о будущем отечественного автопрома. Как сообщил аудитор Счетной палаты РФ Михаил Бесхмельницын, 80 млрд рублей включают в себя 25 млрд, предоставленных «АвтоВАЗу» из бюджета через «Ростехнологии». Отвечая на вопрос, хватит ли «АвтоВАЗу» первого транша господдержки, который будет выделен в конце этого года в размере 15 млрд рублей (общая сумма господдержки запланирована в объеме 50 млрд рублей), аудитор заявил: «Средств хватит, но только если они будут эффективно использоваться. С учетом ситуации на автомобильном рынке, перспективы не только сохранения, но и развития «АвтоВАЗа» сохраняются». В настоящее время, по данным Счетной палаты, на складах «АтоВАЗа» скопилось 50 тысяч автомобилей. Однако Михаил Бесхмельницын исключил возможность банкротства предприятия, отметив лишь, что «АвтоВАЗ» еще не получил 12 млрд рублей господдержки. При этом он высказал надежду, что деньги для модернизации производства «АвтоВАЗа» будут изыскиваться не из федерального бюджета, так как «потенциальные возможности позволяют привлечь средства как внутри, так и за рубежом». В Счетной палате считают, что средства, выделенные «АвтоВАЗу» весной 2009 года в размере 25 млрд рублей, могут быть возвращены государству не ранее чем через три года. Однако там придерживаются позиции, что господдержка сыграет позитивную роль. «У нас есть уверенность в том, что деньги были выделены не зря и что они возвратны. Другой вопрос — когда их вернут. Думаю, не ранее чем через три года», — предположил чиновник. Отметим, что в начале декабря президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров пообещал, что к середине 2010 года предприятие выйдет на текущую операционную рентабельность. Однако эксперты BFM.ru усомнились в этом. Аналитик ИК «Атон» Юлий Мативосов не исключил, что в 2010 году предприятие останется убыточным. А редактор журнала «Авторевю» Леонид Голованов и вовсе заявил, что при сохранении нынешнего жестокого контроля правительства за деятельностью «АвтоВАЗа» у предприятия нет ни малейшего шанса выйти на безубыточный уровень не только в 2010, но и в последующие годы. Отдельно аудитор высказался о несостоявшейся в этом году сделке по приобретению «АвтоВАЗом» компании «ИжАвто». По его мнению, такая покупка «безусловно, ухудшила бы финансовое положение «АвтоВАЗа» и перспектива по Renault была бы потеряна». Вместе с тем аудитор отметил, что на сегодня «ИжАвто» имеет перспективы для самостоятельного развития, в частности, за счет сотрудничества с Kia. Отметим, что кризис подстегнул реструктуризацию в российском автопроме. Так, Михаил Бесхмельницын дополнительно сообщил, что «Ростехнологии» и GM в первом квартале 2010 года могут договориться о статусе СП «GM-АвтоВАЗ»: «Что касается Chevrolet, это предмет переговоров. Вопрос, наверное, будет решен в первом квартале 2010 года». Виктор Христенко хранит тайну Во многом судьба убыточных российских автопредприятий будет зависеть от конъюнктуры рынка и уровня спроса. В правительстве не теряют оптимизма на этот счет и, в частности, курирующий данный сектор глава Минпромторга Виктор Христенко полагает, что отечественный авторынок начнет восстанавливаться уже во второй половине будущего года. «Мы уверены, что легковой сегмент крепко встанет на ноги уже к 2015 году, объем продаж увеличится до 3,2–3,4 млн авто. А к 2020 году устойчиво выйдем на 3,6 млн проданных машин, может, даже больше», — приводит его слова «Российская газета». Министр развил свои более ранние высказывания о будущей структуре российского автопрома, уточнив параметры его функционирования. «В легковом автомобилестроении у нас будут два крупнейших центра, на которые придется примерно половина объема продаж», — сказал Хритсенко, отметив, что достаточно устойчиво будут себя чувствовать те основные игроки, которые пришли в Россию в режим промышленной сборки. А импорт лишь «добавит разнообразия на рынке». Говоря о марках, которые станут базой российского автопрома в будущем, Христенко заявил: «Первое — это Renault-Nissan — «АвтоВАЗ». О втором проекте пока сказать не могу. Коммерческая тайна». Вторично не выдав секрет, Христенко лишь добавил, что это будут «и отечественные, и иностранные компании». Подобный сценарий, по словам министра, соответствует логике развития мирового автопрома. «Иначе просто невозможно. Оценив все аспекты развития, в том числе мирового автомобильного рынка, мы сделали ставку на стратегию глобального партнерства, чтобы получить полноценных российских производителей. Они должны иметь всю цепочку: от инженерного центра по разработке автомобилей до производства ключевых силовых агрегатов и, естественно, конечного продукта. Но мы сможем реализовать эти планы, только находясь в альянсе с глобальными мировыми производителями. Это будет, скорее всего, не появление новых, а расширение деятельности тех, кто уже работает в России, но в новых форматах», — пояснил логику процесса и действий государства министр. «Хочу еще раз подчеркнуть: на выходе из кризиса мировой автопром претерпит существенные изменения. Реально останется 10-12 игроков. И входной билет в этот глобальный клуб будет лежать далеко за пределами 3 млн проданных в год авто. Он приблизится к 6 млн, — прогнозирует Христенко. — Сейчас на собственной базе, на собственных разработках, которых не так уж много, вырасти до такого объема невозможно. Поэтому глобальное партнерство дает нам хорошую перспективу». При этом он указал, что и речи быть не может о том, чтобы «сдать кому-то свои позиции». А при осуществлении трансформации российского автопрома, «речь идет о разделении рисков по всей цепочке — от разработки до маркетинга» Российские автобренды известны далеко Одновременно министр выступил в защиту российских автобрендов. «Бренды у нас и сейчас хорошие. Lada, например, дорогого стоит. Этот бренд известен не только в России, но и далеко за ее пределами», — отметил он. Одновременно Христенко подтвердил предположения экспертов BFM.ru, что во имя достижения заявленных благих целей придется подождать с отменой «заградительных» пошлин на иномарки. «Мы считаем, что сделали все абсолютно правильно и вовремя. Особенно в отношении подержанных машин. Россия не должна быть свалкой для мирового автопрома», — заключил чиновник. Алексей Щеглов foto/www.gradespatent.wordpress.com Источник bfm.ru |