Самым наглядным показателем того, как экономический кризис отразился на жизни россиян, стал тот факт, что более 20% отказались от поездок за границу, считает социолог Елена Башкирова: "От поездок на отдых отказывается теперь на 8% больше, чем полгода назад" "Для среднего класса это был важный аспект, - отправлять детей куда-то отдыхать. И то, что количество этих людей сократилось, - показывает, что кризис очень сильно повлиял на уровень жизни", - рассказала социолог в интервью Би-би-си. "68% в мае сказали нам, что они вообще не собираются отправлять своих детей отдыхать. До кризиса такого не было. А из тех, кто все-таки собирался, большинство - 40% - отправляет их на дачу, 17% - в детский лагерь, 15% - в пансионат, 16% - к родственникам и 6% - за границу. Денег у людей стало меньше, и нет возможности отправлять детей за границу", - объясняет она. Выбирая, на чем еще сэкономить, россияне в первую очередь сокращают траты на одежду. По разным подсчетам, от 65 до 40% урезают именно эту статью расходов. В этом, кстати, российские потребители похожи на европейских и американских. При этом многие россияне покупают одежду в дисконт-центрах, которых в кризис, как отмечает главный редактор журнала Cosmopolitan Shopping Анастасия Пятина, стало появляться все больше. Второй по популярности способ сэкономить и в России, и на Западе - это сокращение расходов на развлечения. По данным компании Nielsen, 65% россиян экономят на развлечениях вне дома. В дорогих ресторанах, отмечают эксперты, посещаемость сократилась на 40%. Средний счет уменьшился в первую очередь за счет отказа от алкоголя, говорит Илона Лепп, директор отдела по работе с клиентами "Nielsen Россия". "Потребление алкоголя в ресторанах очень сократилось. В магазинах оно тоже сократилось, но там произошло переключение. Из продуктов сильнее всего пострадал премиальный дорогой алкоголь. Потому что разница между дешевым и дорогим очень большая. Потому что если взять, например, молоко, то разница в нескольких рублях. А если взять алкоголь, то разница и 500, и 1000 рублей может быть", - поясняет Илона Лепп. В США, например, по разным оценкам, от 53 до 46% потребителей приносят готовую еду на работу, в Италии так делают только 20%. Но в России, говорит Елена Башкирова, ходить в ресторан на обед нетипично для большинства населения. По данным компании Nielsen, 15% россиян не чувствуют последствий кризиса совсем. Зато остальные 85% уже и не знают, от чего еще отказаться, чтобы сэкономить: одни пересаживаются из автомобиля на общественный транспорт, другие выкладывают из продуктовой тележки мясо и шоколад, третьи разводят на даче кур. foto/www.smi2.ru Источник newsru.com |