Правительство придумало, чем занять безработных в Тольятти, где ожидаются новые массовые сокращения на градообразующем "АвтоВАЗе": Минпромторг предлагает построить в городе особую экономическую зону и собирать - теперь уже вместо автомобилей - игрушки, велосипеды и детские электромобили. План выглядит просто гениальным: и новые рабочие места будут, и угрозы массовых протестов безработных удастся избежать, и цены на игрушки упадут. Напомним, президент градообразующего "АвтоВАЗа" Игорь Комаров подписал приказы об увольнении к 14 декабря 2009 года 5 тыс. сотрудников компании, а судьба еще 31 тыс. решится до конца года. Такие увольнения чреваты массовыми протестами и падением уровня жизни населения, чего власти в период кризиса стараются не допустить всеми силами. Интересное решение проблемы План Минпромторга гениален: оставшихся без работы автослесарей, администраторов и прочих сотрудников решили отправить вместо Lada собирать велосипеды, детские электромобили, развивающие игрушки. Для этих целей в Тольятти предлагается создать целую особую экономическую зону, где будет запущено "производство игрушек полного цикла из пластика" (тезисы из доклада замминистра промышленности и торговли Станислава Наумова о развитии малого и среднего бизнеса доступны в нашем доп.материале). Эта идея изначально была предложена Национальной ассоциацией игрушечников России, речь идет о проекте группы компаний "Гранд Тойз". Президент НАИР на момент написания статьи был недоступен для комментариев. Станислав Наумов также полагает, что в Тольятти из импортных комплектующих с последующей локализацией стоит выпускать велосипеды, детские конструкторы, электромобили и развивающие игры. А еще Минпромторг планирует совместно с ведущими зарубежными производителями из Китая, Гонконга, Японии и Польши способствовать производству полного цикла развивающих игр. Научно-исследовательские и конструкторские разработки предлагается проводить "силами собственных конструкторских бюро и дизайн-студий, расположенных в Тольятти". Такой инициативой Минпромторг хочет сразу убить несколько зайцев: и новые места рабочие появятся, и цены на игрушки в России опустятся, и зависимость от иностранных производителей снизится. Правда, сколько рабочих мест может дать такое производство, а главное - когда, замминистра не уточнил. Да и митинговать уволенным рабочим "АвтоВАЗа" в таком случае уже будет некогда. Ведь ранее президент Национальной Ассамблеи специалистов в области труда и социальной политики Николай Волгин заявлял, что такие масштабные сокращения на предприятии могут вылиться не только в протестные акции, но в самый настоящий социальный взрыв. Председатель профсоюза "АвтоВАЗа" Николай Карагин в интервью "Русской службе новостей" заявил, что поддерживает такую идею Минпромторга. "Мы приветствуем, в принципе, это предложение, потому что, в любом случае, это рабочие места, это возможность людям получить работу", - отметил он. Утопия Проект Минпромторга "попахивает" утопией, говорит RB.ru Максим Тищенко, директор Департамента оценки АКГ "Развитие бизнес-систем". "В социальном плане - это благо: властям надо думать о снижении социальной напряженности в регионе, а с точки зрения экономики - утопия: проект явно не просчитывался и, по моему мнению, экономически нецелесообразен, но ведь у чиновников могут быть и свои мысли на этот счет. Они могут и убыточный проект запустить, ведь деньги государственные, лишь бы социального взрыва не допустить", - отмечает эксперт. Однако, как считает Тищенко, если все-таки проект будет запущен, то времени от слов до дела уйдет немало: перед запуском придется рассчитать экономические составляющие проекта, пройти процесс согласования и одобрения, осуществить его реализацию - по самым скромным подсчетам на это потребуется около 9-12 месяцев, а учитывая "скорость" наших чиновников - и все полтора года, отмечает эксперт. Пока что остается неясным и вопрос финансирования проекта, так как частному бизнесу он не будет интересен в принципе, считает Тищенко, подчеркивая, что платежеспособный спрос населения падает, а игрушки и велосипеды не являются товарами первой необходимости, да и конкуренция со стороны Китая огромна. В свою очередь аналитик ИК "Финам" Константин Романов считает, что, если проект будет одобрен, с учетом текущей ситуации в регионе подготовительные работы по созданию особой экономической зоны не займут более 3-5 месяцев, соответственно, сокращенный с "АвтоВАЗа" персонал практически сразу же будет трудоустроен на новое производство. Скорее всего, основной объем инвестиций в проект будет осуществлен государством, при этом правительство, вероятно, начнет активный процесс переговоров с иностранными производителями, предоставив им очень выгодные условия работы на тольяттинской площадке, отмечает аналитик. "Частично, возможно, бремя создания ОЭЗ ляжет и на "АвтоВАЗ". В целом практика перепрофилирования моногородов является в мире достаточно распространенной, поэтому само предложение выглядит достаточно интересным", - резюмирует эксперт. Дина Савельева foto/www.asia.ru Источник rb.ru |