Кризис показал, что высокая мода – это не просто дизайнерские изыски и клиентские капризы, но еще и точный экономический расчет в сочетании с искусством администрирования. Чтобы удержаться «на плаву» в этой сфере, надо быть не столько творцом, сколько хорошим менеджером. В депрессивный 2009 год продажи у модных домов упали в среднем на 30%. Позиции некоторых знаменитых торговых марок, казавшихся незыблемыми столпами высокой моды, резко пошатнулись. В то же время, отдельные игроки fashion-индустрии получили новый импульс для развития. И как выяснилось, дело вовсе не в изменившихся вкусах и платежеспособности публики, а во внутреннем устройстве бизнеса. Устойчивыми к различным потрясениям оказались те компании, которые смогли грамотно оптимизировать затраты, причем без ущерба для качества коллекций. Как отметил модный дизайнер Денис Симачев на пресс-конференции в Нижнем Новгороде, экономический кризис не обошел стороной мировую fashion-индустрию. Однако оценивая ситуацию в отечественном сегменте моды, дизайнер отметил, что в России этот рынок практически не развивается в силу своей специфики. Виной тому является упадок легкой промышленности. Российский модный пошив — это по большому счету «китайский проект», начиная от челночного импорта, заканчивая так называемым «местным» производством. Причем данная тенденция проявляется не только в сегменте ширпотреба, но и в сфере высокой моды – в виде подделок. В любом крупном российском городе можно купить подделки, маркированные лейблами известных модных домов, но на порядок дешевле, чем настоящий люкс. Дизайнеры, конечно, отрицательно относятся к такому явлению. Хотя бороться с ним, кажется, бесполезно. Остается уповать на сознательность потребителей. По мнению Симачева, «продвинутый» покупатель, истинный ценитель бренда, не купит вещь плохого качества, даже в кризис. Такой покупатель, как правило, следит за коллекциями, знает, где покупать вожделенные вещи, а «простой смертный» не видит особой разницы между брендовой майкой за 10 тыс. руб. и «почти такой же», но за тысячу. Причем последняя цена кажется рядовому потребителю гораздо более справедливой. Подпольные производители, как правило, очень быстро реагируют на изменение спроса. По словам Симачева, китайцы уже выпускают свои версии новых коллекций дизайнера, не имеющих ничего общего с оригиналами. Безусловно, финансовые неурядицы внесли свои коррективы в развитие рынка модной одежды. В докризисные 3 года российский рынок luxury, в том числе и в регионах, рос как на дрожжах – по разным оценкам, на 15-25% ежегодно благодаря росту покупательской способности и положительной рыночной конъюнктуре. На фоне падения спроса на европейских рынках Россия воспринималась модными домами как постоянный и наиболее перспективный канал сбыта. Однако экономический кризис спутал карты участникам рынка. Отечественные лидеры модного рынка урезали закупочные бюджеты на 20-45%, многие игроки и вовсе покинули рынок. По словам директора нижегородской сети бутиков Luxury store Евгения Жехарева, компании пришлось, в частности, пересматривать формирование коллекций, прибавилось работы байерам. Кризис не пощадил и высокие бренды с безупречной репутацией. На грани разорения оказались модные дома Escada, Christian Lacroix и Tiffany. Эксперты считают, что проблема не столько в кризисе, сколько в самой особенности ведения дел. Аналитики прогнозировали, что в fashion-индустрии от кризиса больше всего пострадает бизнес, зависимый от заемных финансовых потоков. Так или иначе, к концу уходящего года многие модные дома и продавцы роскоши подсчитывают потери: похоже, сбылись не умеренно-оптимистичные, а самые пессимистические прогнозы экспертов. По мнению Дениса Симачева, кризис стал катализатором негативных процессов, которые существовали в компаниях в относительно спокойное время. Это и проблемы с кредитами, и внутренняя организация функционирования модных домов, сделавшие их уязвимыми к внешним воздействиям. Анна Глуховская foto/www.modno.info Источник rosbalt.ru |