Всего за один год американский ипотечный кризис из локального экономического сбоя разросся до масштабов глобального финансово-экономического потрясения. При этом его влияние на себе ощутили не только кредитные организации, но и простые люди. "Лента.Ру" вспомнила основные эпизоды развития кризиса за последние двенадцать месяцев. Общее положение Принято считать, что причиной ипотечного кризиса в США стало растущее число случаев невозврата кредитов, выданных банками неблагонадежным заемщикам с плохой кредитной историей. Это, в свою очередь, привело к тому, что американские банки не смогли получить не только прибыль с выданных кредитов, но и собственно сами кредиты. Так начался дефицит банковской ликвидности, обострению которого способствовал рост процентных ставок по кредитам на межбанковском уровне. Так развивались события в конце 2007 года, и мало кто тогда мог предположить, что спустя всего несколько месяцев вся глобальная экономика окажется под угрозой. Даже пессимисты прогнозировали, что ипотечный кризис в США завершится в конце 2008-го - начале 2009 года, а некоторые страны, в том числе Россия, Китай, Южная Корея и другие, вообще не ощутят на себе его последствия. Однако экономисты предполагают, а кризис располагает. За последние двенадцать месяцев финансовые организации по всему миру вынуждены были списать активы на сумму более чем 700 миллиардов долларов. Кроме того, объемы кредитования были снижены, что наряду с опасениями по поводу спада в мировой экономике привело к снижению деловой и потребительской активности. Для сокращения растущих убытков компании прибегли к испытанному средству - увольнениям, которые в скором времени приобрели массовый характер. Все эти факторы привели к росту безработицы во всем мире, резкому затормаживанию торговых отношений между государствами и, как следствие, замедлению темпов роста их экономик. Спад ВВП на протяжении двух кварталов подряд пережили целый ряд стран, как с развитыми экономиками (например, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Япония), так и развивающихся (Россия, Латвия и другие). США, первыми попавшие под удар кризиса, о рецессии объявили одними из последних. Дело в том, что в этой стране о наступлении рецессии сообщает Национальное бюро экономических исследований (NBER), которому нужно не менее шести месяцев, чтобы сделать соответствующий вывод на основе анализа изменений множества макроэкономических показателей. Из-за этого американцы нередко узнают об экономическом спаде уже после того, как он миновал. В целом, следует отметить, что положение в экономиках разных стран мира ухудшалось практически одинаково. Растущая инфляция, безработица, спад производства, снижение потребительского спроса - все это было характерно для США, членов Евросоюза, Японии, России и многих других государств. А вот меры противостояния кризису и поддержания экономики правительства предлагали хотя и похожие, но все же разные как по объему финансирования, так и по приоритетам распределения помощи. Борьба по-американски В общей сложности за прошедший год в США было предложено три масштабных плана по стимулированию экономики. Первый был разработан Конгрессом и подписан президентом страны Джорджем Бушем еще в феврале 2008 года. На его финансирование было потрачено около 168 миллиардов долларов, большую часть из которых американская экономика получила за счет налоговых компенсаций. В рамках антикризисных мер большинство налогоплательщиков получили по 600 долларов на человека. Родителям были возвращены налоги на сумму в 300 долларов за каждого ребенка. Неимущие и не платящие налогов граждане также получили по 300 долларов. Но, видимо, столь малые суммы американцам не помогли. Поэтому в октябре американское министерство финансов и его руководитель Генри Полсон представили новый пакет мер, направленных на стимулирование роста экономики США. На финансирование "плана Полсона" было выделено уже 700 миллиардов долларов. Изначально эти средства предполагалось потратить на выкуп "плохих активов" у американских банков, сумма которых к середине декабря 2008 года превысила 600 миллиардов долларов. Впоследствии схема была немного изменена, и средства пошли на рекапитализацию финансовых организаций, наиболее пострадавших от кризиса. 25 ноября к борьбе с кризисом подключилась и Федеральная резервная система (ФРС) США, которая заявила о необходимости поддержать домовладельцев и представителей малого бизнеса страны двумя программами, общий объем финансирования которых оценивается в 800 миллиардов долларов. 200 миллиардов долларов было запланировано потратить на поддержку малого бизнеса и потребительского кредитования. Труднодоступность банковских кредитов привела к падению спроса на многие виды товаров, из-за чего розничные продажи в США начали сокращаться в среднем на три процента в месяц. Для того чтобы хоть как-то поддержать спрос, американские компании стали снижать цены на свою продукцию. В октябре дефляция в США составила 0,8 процента, а в ноябре - уже 1,2 процента. Вторая программа ФРС, направленная на поддержку экономики, предполагала выделение 600 миллиардов долларов. Эти средства планировалось потратить на выкуп облигаций, обеспеченных ипотечными кредитами, у крупнейших ипотечных агентств Freddie Mac и Fannie Mae, а также у Ginnie Mae, госагентства по страхованию ипотечных облигаций. Предложенные меры были направлены преимущественно на помощь финансовым структурам, нежели реальному сектору экономики. В результате безработица в США к ноябрю 2008 года выросла до 6,7 процента - максимального значения с 1993 года. За весь 2008 год работы лишились более 2,3 миллиона американцев. И это несмотря на то, что из федерального бюджета США на стимулирование экономики так или иначе были израсходованы почти восемь триллионов долларов. Теперь американцы возлагают надежды на своего нового президента Барака Обаму, который, как ожидается, может представить собственный план спасения экономики стоимостью от 500 до 1200 миллиардов долларов. Обо всех подробностях готовящегося пакета мер пока не сообщается. Ранее сам Обама заявлял, что большая часть средств будет потрачена на реформу системы медицинского страхования, создание новых рабочих мест за счет развития инфраструктуры, а также на инвестиции в новые технологии. Борьба по-европейски Долгое время Еврокомиссия, главный финансово-экономический регулятор в еврозоне, не предпринимала никаких антикризисных мер. Главным образом потому, что не ожидала серьезного спада. С собственными планами выступали отдельные страны Евросоюза, однако их финансирование редко превышало нескольких миллионов долларов. Острая необходимость в решительных действиях появилась после того, как несколько крупных банков Европы оказались не в состоянии выполнять свои обязательства и были полностью или частично национализированы. В их числе - шведский банк Carnegie, латвийский Parex Banka, португальский Banco Portugues de Negocios, а также британские Northern Rock и Bradford & Bingley и некоторые другие. Кроме того, по итогам третьего квартала 2008 года экономика еврозоны уменьшилась на 0,2 процента. Кварталом ранее ВВП зоны евро также сократился на 0,2 процента. Таким образом, в экономике Европы началась рецессия. Для противостояния кризису Еврокомиссия 26 ноября 2008 года представила общеевропейский план экономического стимулирования. Его срок действия рассчитан на два года, а для его финансирования планируется выделить около 200 миллиардов евро, что составляет 1,5 процента от ВВП всей еврозоны. Еврокомиссия пообещала не применять штрафные санкции к странам, дефицит бюджета которых превышает три процента от ВВП, а государственный долг - 60 процентов от ВВП. Таким образом, было временно отменено действие Маастрихтских соглашений. По мнению европейского регулятора, ухудшение основных макроэкономических показателей большинства стран в условиях глобального финансового кризиса просто неизбежно. В числе прочего европейский план стимулирования экономики предполагает снижение налога на добавленную стоимость, учетной ставки европейских центробанков, финансирование инфраструктурных проектов и значительное увеличении пособий по безработице. Кроме того, планируется предоставлять дешевые кредиты предприятиям малого и среднего бизнеса, а также ужесточить бюджетную дисциплину в странах - членах Евросоюза. Борьба по-азиатски 10 октября 2008 года правительство Китая объявило о плане стимулирования экономики страны на общую сумму в 586 миллиардов долларов. Большую часть средств было запланировано потратить на развитие инфраструктуры, что помогло бы создать дополнительные рабочие места для миллионов безработных китайцев. Однако этих мер оказалось недостаточно. Рост ВВП страны в третьем квартале 2008 года замедлился до 9 процентов. Для сравнения, за аналогичный период 2007 года китайская экономика выросла на 11,9 процента. Падение роста ВВП было связано в основном со снижением темпов роста объемов китайского экспорта до 19,2 процента в годовом исчислении. Ранее этот показатель составлял в среднем 20 процентов в год. В ноябре китайское правительство приняло решение поддержать экспорт. Это было сделано за счет снижения экспортных налогов на 3770 видов товаров, составляющих 27 процентов от общего объема экспорта. Кроме того, Китай не стал проводить ревальвацию юаня после того, как его курс снизился на 0,5 процента 1 декабря 2008 года. Меньшая стоимость национальной валюты способна несколько подстегнуть замедляющийся экспорт. Осенью 2008 года правительство Японии также присоединилось к борьбе с глобальным кризисом. По итогам второго квартала ВВП страны сократился на 2,4 процента, в третьем квартале - на 0,4 процента. Японская экономика вступила в рецессию впервые с 2001 года. При этом, по ожиданиям экспертов, экономический спад в стране продлится по меньшей мере до середины 2009 года. В конце октября японские власти выделили 26,9 триллиона иен (297,8 миллиарда долларов) для стимулирования экономики за счет снижения налогов, реализации инфраструктурных проектов, а также поддержания высоких объемов экспорта. В ноябре на эти и другие нужды были выделены еще 23 триллиона иен (255 миллиардов долларов). Из них 13 триллионов было решено потратить на кредитования компаний малого и среднего бизнеса. Вряд ли поможет Несмотря на предпринятые многими правительствами меры по преодолению кризиса, складывается впечатление, что все они окажутся малоэффективными. Во всяком случае международные финансовые институты публикуют далеко не утешительные прогнозы. Так, по версии Международного валютного фонда (МВФ) рост мировой экономики в 2008 году составит 3,7 процента, а в 2009-м - 2,2 процента. Согласно старому прогнозу МВФ, составленному в середине 2008 года, рост мирового ВВП должен был составить 3,9 и 3 процента соответственно. Еще более мрачный прогноз обнародовал в начале октября 2008 года Всемирный банк. По его версии, мировая экономика начнет восстанавливаться от финансового кризиса лишь в 2010 году. При этом в 2009 году она вырастет лишь на 0,9 процента, а еще через год - на три процента. Замедление экономического роста произойдет в основном за счет сокращения объемов мировой торговли на 2,1 процента. А по оценке Международного энергетического агентства (IEA), мировая экономика сможет восстановиться от последствий глобального кризиса только к 2015 году. До той поры будет объявлено еще немало мер по стимулированию экономического роста, а о начавшееся рецессии объявят еще несколько государств. Василий Сычев foto/www.vsekommentarii.com Источник lenta.ru |