Большинство россиян оценивают экономическую ситуацию в стране как тяжелую. Треть готова назвать ее кризисом, и лишь немногие россияне по-прежнему сохраняют оптимизм. Последние и составят костяк клиентов турфирм в будущем году. Согласно опросам, проведенным несколькими социологическими службами за последнее время, туристические поездки и отдых вообще как не самое насущное в жизни россиян, оказались среди первых жертв кризиса. Но турбизнес не теряет оптимизма. В турфирмах отмечают, что далеко не все россияне и не сразу решили отказаться от отдыха. Об этом говорят активно продававшиеся ноябрьские школьные каникулы, а также начало продаж новогодних праздников. Однако за последние два месяца ситуация решительно изменилась. Руководство страны официально признало не только наличие у нас кризиса, но и вполне убедительно обозначило его немалые масштабы. "Кризисные явления переходят из финансовой сферы в сферу реального сектора экономики. Россиян ждет трудный год", - сказал президент Д.Медведев. Неутешительны и другие прогнозы. Согласно недавнему докладу Всемирного банка, потери состоятельных россиян и среднего класса из-за кризиса окажутся весьма существенными и обязательно скажутся на уровне потребления. В докладе также отмечается, что в период 2000-2007 годов реальный ВВП на душу населения в среднем рос в нашей стране на 7% в год. При этом доля бедного населения в общей численности населения снизилась вдвое с 29% в 2000 году. То есть, за период 2000-2007 годов около 30 млн россиян вышли из категории бедного населения. Если бы не было кризиса, бедных в нашей стране стало бы еще почти на 6 млн меньше. Послекризисный сценарий предполагает замедление темпов роста реального ВВП на душу населения до 6,5% в 2008 году и 3,5% - в 2009 году, соответственно, уменьшится и слой среднего класса в стране. Неудивительно, что на фоне этих сообщений неуверенность в обществе нарастает, а с ней – нежелание тратить деньги на такие излишества, как развлечения. Если в октябре на туристическом рынке отмечали 25-30% спад спроса, то к концу ноября – не менее 60%. Эти цифры вполне укладываются в результаты социологических опросов, проведенных среди российского населения в последнее время. В октябре, отмечают в "Левада-Центре", 19% россиян считали, что страна находится в состоянии кризиса, а в ноябре – уже 36%. Согласно данным исследования, в условиях кризиса россияне начали решительнее отказываться от покупки дорогих продуктов, товаров. Причем, многие не просто сократили потребление, но и вообще отказались от некоторых продуктов – таких, по данным ВЦИОМ, оказалось не менее трети от всех опрошенных. Кроме того, ради экономии покупатели отказываются от мясных (56%) и рыбных (49%) деликатесов. Почти половина респондентов (47%) признали, что сократили затраты при покупке колбасы. У 39% под сокращение попал сыр. У стольких же людей кризис отбил вкус к сокам, алкоголю, конфетам и даже замороженным полуфабрикатам. Интересно, что последние опросы "Левада-Центра" даже не затрагивали сферу отдыха. Видимо, из соображений, что в кризисное время народу уж точно не до путешествий и отдыхов. Между тем, опрос, проведенный в ноябре исследовательской компанией IFORS совместно с ВЦИОМ среди 1500 жителей трех крупнейших городов Центральной России, показал, что отдых – не роскошь, а законная часть потребительской корзины многих россиян. И масштабы экономии этих россиян на отдыхе не превышают показатели по мясным продуктам или алкоголю. Выяснилось, что лишь 30% россиян в опрошенных регионах готовы отказаться от отдыха вообще. Причем, как и можно было ожидать, москвичи настроены более оптимистично, чем, например, жители Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В столице каждый третий респондент вообще не собирается экономить, даже если будет необходимость. В Санкт-Петербурге таких оказалось не более 11%, а в Нижнем Новгороде – всего 4% от общего числа опрошенных. По мнению аналитиков ВЦИОМ, люди не откажутся от потребления привычных продуктов, а также развлечений, в том числе и отдыха, но сократят на них расходы. Такой же прогноз дают западные эксперты, анализируя свой рынок. Европейские туристы не отказались от путешествий вообще, но сильно скорректировали свой выбор. Теперь они предпочитают, во-первых, не уезжать слишком далеко от дома, а во-вторых, выбирают долларовые страны, селятся в отелях не выше 2-3*. Кроме того, отправляясь в теплые пляжные страны, европейцы, в отличие от прежних лет, впервые стали интересоваться в первую очередь отелями all inclusive и теми турами, в которые входит максимум оплаченных услуг. Сильно сократилась продолжительность пляжного отдыха. Одновременно европейцы почти отказались от ставших в последнее время очень популярными коротких поездок в столицы соседних государств – на уикенды. Теперь они едут отдыхать целенаправленно – чтобы сохранить силы и восстановиться для дальнейшей работы. Возможно, в этом и кроется главный источник оптимизма на туристическом рынке. Отдых для современного человека давно перестал быть просто удовольствием или роскошью, а превратился в неотъемлемую часть жизни. Отдых – не роскошь, а средство существования? foto/www.sturizm.ru Источник travelnn.ru |