Средний размер страховой суммы по полису автокаско может уменьшиться на 5-15 проц. в 2009 году. Такой прогноз сделал заместитель гендиректора "Ингосстраха" Игорь Ямов. Он пояснил, что в условиях кризиса и резкого сокращения доступа к кредитным ресурсам, а также из-за снижения уровня благосостояния покупателей автомобилей они при выборе машины отдают предпочтение более дешевым маркам. Согласно результатам одного из опросов, в октябре проблемы безработицы волновали 17 проц. респондентов, а в ноябре - уже 61 проц. Эти цифры косвенно свидетельствуют, по его мнению, о реальных процессах снижения платежеспособного спроса, который в том числе реализовывался в области приобретения автотранспорта. И.Ямов заявил, что этот год распался на два различных периода, и водоразделом стал август. "В первой половине года я выделил бы три следующие отличительные черты. Во-первых, на рынке автострахования были заметны игроки, которые продолжали осуществлять предпродажную подготовку своих компаний и с этой целью активно наращивали объем брутто-премий, стремились увеличить долю рынка. Ради этого они шли на выплаты комиссий по полисам автокаско за гранью разумного и на ценовой демпинг, не слишком заботясь о том, что станет с портфелем набранных договоров в долгосрочной перспективе, поскольку такой перспективы и не планировали. В этот период кредитное страхование в значительной степени определяло динамику продаж полисов добровольного автострахования", - сказал он. В октябре впервые за долгий период проявился отрицательный тренд в продаже новых иномарок, когда по отношению к сентябрю этого года было отмечено падение продаж иномарок на 5,7 проц. И это с учетом того, что осень традиционно считается периодом роста продаж автомобилей, отметил И.Ямов. Теперь, по его мнению, в 2009 году о сохранении роста продаж новых автомобилей говорят лишь отъявленные оптимисты. Реалисты прогнозируют снижение продаж - на величину до 15 проц. по сравнению с итогами 2008 года. Следует учесть, что рост продаж легковых автомобилей в 2008 году по отношению к 2007 году уже корректировался в сторону понижения - с 25 проц., ожидавшихся на конец сентября, до 18-20 проц. Снижение объемов прироста бизнеса каско особенно будет заметно в регионах, где машины приобретались гораздо активней в кредит, считает заместитель гендиректора "Ингосстраха". Из рынка покупателя сегмент превращается в рынок продавца, где за каждого плательщика предстоит биться мировым брендам. С исчезновением кредитного сегмента сузился круг покупателей автомобилей. Несмотря на резкое изменение ситуации на рынке, тенденции к применению демпинга в автостраховании и практика завышенных комиссионных будет сохраняться, считает И.Ямов. "Не погружаясь в актуарные глубины, берусь утверждать, что правильный набор рисков и их достоверная оценка, в том числе в различных комбинациях, в значительной мере является основой благополучия страховщика. Применение рядом игроков стратегии ухудшения условий выплат мы считаем ущербным. Этим, как правило, соблазняются не слишком опытные компании. Результаты опросов показали: плохо урегулированный убыток имеет аудиторию распространения сведений об этом 100 человек, а хорошо урегулированный - только 7-10", - пояснил он. Уже сегодня складываются контуры новой картины рынка автострахования, которые отчетливо проявятся в I половине следующего года, прогнозирует представитель "Ингосстраха". "Думаю, что мы столкнемся с кардинальной сменой фирменной структуры рынка (уменьшением количества компаний, усилением лидеров со взвешенной андерайтерской политикой), оптимизацией всех категорий расходов участниками рынка, утратой автодилерами доминирующей роли в партнерском треугольнике "дилер-банк-страховая компания". foto/www.comavto.ru Источник forinsurer.com |