Глобальный финансовый кризис 2008 года является самым серьёзным экономическим потрясением со времён "Великой Депрессии" 30-х годов XX века. Сотни обанкротившихся фирм, постоянные скачки и падения на фондовой бирже и пессимистичные прогнозы экспертов стали новостным фоном информационных программ. Кризис уже здесь, но как он влияет на нашу повседневную жизнь? Чтобы лучше разобраться в этом вопросе глобальная компания Synovate запускает регулярный опрос в рамках глобального омнибуса, который будет в режиме реального времени отражать влияение кризиса на повседневную жизнь людей по всему миру. Первое исследование было проведено в августе 2008 года, и в нём приняли участие 30 стран мира, включая США, Францию, Аргентину, ЮАР и Россию. Второе прошло в сентябре, в рамках Российской Федерации, с целью понять, как изменился ход мыслей и стиль жизни людей за месяц. Ещё в августе 55% жителей России демонстрировали завидный оптимизм, соглашаясь с утверждением о том, что: "Мировая экономика переживает сейчас не лучшие времена, но ситуация наверняка изменится в скором времени". В то же время 39% опрошенных были уверены, что мировой финансовый кризис вряд ли повлияет на экономическую ситуацию в России. Однако сентябрь принёс с собой не только новые банкротства, например - Lehman Brothers, но и рост цен почти на все товары, а также изменения на рынке труда, что, в свою очередь, привело и к изменению позиции населения. Данные проведённого в сентябре исследования свидетельствуют о том, что россияне наконец-то ощутили первые последствия финансового кризиса на себе. В частности, при ответе на вопрос: "Как, по-вашему мнению, изменилась экономическая ситуация за последние 3 месяца?", 60% опрошенных сообщили нам, что, по их мнению, она значительно ухудшилась. И хотя 56% респондентов кризис ещё никак не затронул, большинство из них (60%) готовятся к худшему в долгосрочной перспективе. Страхи и тревоги Так чем же пугает жителей России кризисная ситуация? Выяснилось, что большинство респондентов (27%) видит главную угрозу в снижении заработной платы и доходов и потере рабочего места кормильцем семьи (37%). Схожая тенденция наблюдается в азиатском регионе и Южной Америке. Особенно обеспокоены потерей своего рабочего места жители Чили (54%), Эквадора (58%) и Филиппин (67%). Другая ситуация наблюдается в США и Франции (25% и 22% соответственно), где респонденты больше обеспокоены тем, что из-за кризиса они не смогут выплачивать арендную плату и погасить задолженности по кредиту. Однако россияне обеспокоены не только собственным рабочим местом и заработной платой: 37% заявили о том, что основной угрозой финансового кризиса считают неизбежный рост социальной нестабильности. Денежный вопрос Несмотря на обеспокоенность возможными последствиями финансового кризиса, большинство жителей России не впадают в панику и ведут вполне размеренную жизнь. Данные исследования проведённого в августе говорят о том, что почти половина всех россиян не изменила структуру расходов: 44% респондентов откладывают деньги, а 41% вкладывают их в банки, также как и полгода назад. Более того, 64% процента опрошенных заявили, что всегда и в любых условиях найдут способ купить те вещи, которые сделают их жизнь более приятной. Вместе с тем результаты исследования показали, что россияне умеют управлять своими финансами: 62% опрошенных выразили своё несогласие с утверждением: "Я взволнован текущей ситуацией, но не могу прекратить свои траты". Тем не менее, кризис вынудил часть опрошенных отказаться от определённых трат. В частности по данным исследования, проведённого в августе, 19% респондентов сократили свои расходы на дорогостоящие продукты питания и деликатесы, а 18% уже отказались от выездов за город и путешествий за рубеж. Интересная тенденция связана и с выходами в свет: если в августе всего лишь 7% респондентов отказалось от посещения кафе и ресторанов в компании своих друзей и родных, то сентябрьское исследование показало, что 19% россиян считают отказ от ресторанов первой мерой по экономии средств в условиях кризиса. Подобная тенденция наметилась во многих других странах земного шара ещё в августе, в частности среди населения Аргентины (35%) и США (23%). В Москве процент готовых отказаться от проведения досуга в ресторанах ещё выше - 26%. И хотя 26% россиян по-прежнему считают, что могут позволить купить всё, что и месяц назад, а 24% отказались лишь от разного рода мелочей, данные полученные в некоторых регионах, выглядят достаточно мрачно. В частности, 47% жителей Восточной Сибири и 44% жителей юга России сообщили нам о том, что сейчас позволяют себе траты исключительно на товары первой необходимости. В Москве эта цифра значительно ниже - 38%. Новый год в кругу семьи или же отпуск дома? Но ни обеспокоенность сокращением заработной платы, ни бережливое отношение к собственным финансам не заставили россиян отказаться от празднования такого важного для каждого российского человека праздника, как Новый Год. Исследование показало, что лишь 2% готовы отказаться от новогодних подарков в целях экономии и всего лишь 10% респондентов готовы отказаться от весьма дорогостоящего празднования Нового Года в ресторане, кафе или поездки за город и отметить праздник дома. Любопытно, что вместо этого россияне с лёгкостью отказываются от таких крупных трат, как семейный отпуск летом (21% по результатам исследования в августе, 26% - в сентябре) и покупка автомобиля (10% и 17% соответственно). Лишь 9% заявили о том, что их беспокоит отказ от подобных долгосрочных планов. "Кризиc в России имеет отложенный эффект - 60% считает, что кризис их затронет в долгосрочной перспективе против 40%, которые ощущают последствия кризиса уже сейчас, комментирует результаты директор по маркетингу Synovate Россия Мария Вакатова. - В целом результаты исследования демонстрируют особенности российского мышления, особенно это касается Нового года. Никто не знает, что будет потом - россияне привыкли к нестабильности, поэтому почему бы не потратить деньги сейчас и отметить праздник как следует, а будущее покажет, что делать и о чем беспокоиться?" Многоликий кризис Не меньшей неожиданностью для исследователей стала и привязанность населения России к различным высокотехнологическим устройствам и гэджетам. Отказаться от их приобретения в последующие шесть месяцев готовы всего лишь 6% респондентов. Интересно отметить и тот факт, что проще всех расстаться с новинками высоких технологий оказалось жителям Франции, где 35% с лёгкостью переживут без нового смартфона или мобильного компьютера. Второе же место занимает такая технократическая страна, как США: 17% американцев в первую очередь готовы воздержаться от приобретения нового iPod или Blackburry, а 18% решили отложить приобретение плазменной панели, холодильника и прочих крупных, но крайне дорогих, "чудес" технологии до лучших времён. Вместе с тем большинство жителей России (71%), осознавая угрозу кризиса своему собственному финансовому благополучию, не ожидают никакой помощи от государства и стараются рассчитывать исключительно на свои силы. Возможно, это связано с тем, что этот кризис - далеко не первый для России. И сколько бы правительство и СМИ ни муссировали тему синонимии понятий "кризис" и "возможности" (в китайском языке "кризис" и "новые возможности" - синонимы), сколько бы ни анонсировало гарантии государства и объемы стабилизационного фонда, россияне все равно не сомневаются, что ссыльные мира сего (читай государство) будет в первую очередь спасать себя (читай - своих людей) и в последнюю - простых избирателей. Так что мы - "счастливые" обладатели сразу трех кризисов: финансового, экономического и кризиса доверия власти. foto/www.dozor.in.ua Источник sostav.ru |