Российские покупатели не намерены отказываться от продуктов питания премиум-класса и согласны пренебречь экономией ради покупки более престижных марок. В список товаров, на которых не готовы экономить россияне, попали сигареты, напитки, фрукты и сладости. Такие данные содержатся в исследовании за третий квартал 2009 года, проведенном агентством Profi Online Research. В ходе исследования была опрошена 1 тысяча потребителей, проживающих в городах с населением свыше 500 тысяч человек. Его итоги показали, что 74% респондентов готовы тратить больше, приобретая более престижные и дорогие марки детского питания, 49% не экономят на фруктах. Сладости и молочные продукты премиум-класса доступны для 41% опрошенных. На напитках не готовы экономить 40% россиян. Респонденты указывали, что также не прочь побаловать дорогостоящими покупками и себя. Большинство из них легко раскошеливается на табак (35%), чай и кофе (32%), дорогостоящие марки сыров, сладости, алкоголь и колбасу. Что касается покупок на праздники, то лидером стали алкогольные напитки, за которые согласны переплачивать 62% опрошенных. Еще 48% заявили, что готовы выложить больше денег за икру. В то же время переплачивать за такие продукты, как макаронные изделия, приправы, яйца и хлеб, а также бакалею оказались не готовы более половины участников исследования. Несколько меньшее число респондентов, покупающих те или иные продукты, отметили, что ни при каких условиях не готовы отдавать больше обычного за консервы, молочные продукты, табачные изделия, овощи и полуфабрикаты. Вместо гипермаркета — гиперрынок Все это совершенно не отменяет того факта, что с приходом кризиса россияне стали значительно экономить на повседневном питании. По данным исследований социологических компаний, в кризис от 40 до 70% потребителей стали экономить именно на продуктах питания, потребляемых повседневно. Причем экономия затронула не только средний класс, но и менеджеров крупных компаний. Так, импортер сигар, владелец бренда Kirsanoff Collection Вячеслав Кирсанов в недавнем интервью радиостанции Business FM признался, что если раньше за обычными потребительскими товарами заходил в «Седьмой континент» или в «Азбуку вкуса», то сейчас все чаще посещает Metro. «Крепкий алкоголь я теперь покупаю у друзей из виноторговых компаний. Оптом получается существенно дешевле. Кроме того, я замечаю, что и мои друзья все чаще приезжают ко мне в офис покупать сигары по оптовым ценам», — рассказал бизнесмен. Для простых россиян одним из способов экономить стала переориентация с супермаркетов на рынки. Особенно заметно такая ситуация проявилась в регионах. Согласно другому исследованию Profi Online Research, почти половина респондентов (41% в первом и 45% в третьем квартале) указали, что основным способом экономии на продовольственных товарах для них стал поиск точек, в которых товары стоят дешевле. Еда заменила обновки Несмотря на то, что в кризис объемы торговли традиционно сокращаются, ритейлеры докладывают о росте продаж в сегменте премиум-марок. Председатель совета директоров производственно-торгового холдинга «Конфаэль» Ирина Эльдарханова подтвердила BFM.ru, что результаты исследования Profi Online Research можно назвать корректными. «Несмотря на то, что в этом году мы закрыли несколько нерентабельных торговых точек, объем продаж нашей компании не только не упал, но и вырос», — подчеркнула она. На детях не экономят, резонно замечает руководитель пресс-службы «Нидан Соки» (торговые марки «Моя Семья, «Да!», Caprice) Юлия Вишневская. Она подтвердила, что компания зафиксировала рост продаж в сегменте детского питания. «В связи с этим, несмотря на кризис, «Нидан Соки» выводит на рынок дополнительные форматы, в частности каши для детей первого года жизни», — отмечает она. Впрочем, аналитики не удивлены поведением россиян. «На отдельных видах товаров россияне не экономят даже в кризис, несмотря на заметное ухудшение своего финансового положения, — объясняет эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации» Ирина Воробьева. По мнению эксперта, это связано это с тем, что покупка определенного вида товаров — это, прежде всего, демонстрация своего статуса. «Если раньше в условиях постоянно растущих зарплат и потребительского бума этой цели призваны были служить дорогие мобильные телефоны и последние модели ноутбуков, то теперь ценна возможность купить дорогое вино либо какие-нибудь экзотические продукты к празднику. Ведь для россиян очень характерно стремление сохранить хотя бы видимое благополучие и достигнутый уровень жизни», — резюмирует Воробьева. Начальник аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов считает, что делать широкие выводы из результатов этого исследования Profi Online Research преждевременно. «Согласно данным апрельского исследования ВЦИОМа, 50% россиян в условиях кризиса экономят на продуктах питания, и такая тенденция продолжается, — сказал он. — Разумеется, многое зависит от ассортимента товаров: есть продукты, рассчитанные на благополучных людей. Вероятно, в этом сегменте и был зафиксирован рост продаж. Что касается товаров массового спроса, то падение объемов таких продаж за год составило 5-10%. Кроме того, социальное расслоение продолжает увеличиваться, и 10-15% обеспеченных россиян в условиях экономической неопределенности, в частности волатильности валютных курсов, предпочитают просто тратить средства на дорогостоящие покупки, а не хранить их дома». Наталья Дубинина foto/www.sheeats.wordpress.com Источник bfm.ru |