Число полнометражных фильмов, снятых в Голливуде, упало более чем в два раза по сравнению с 2003 годом. Голливуд проигрывает битву за съемочные площадки: кинопроизводство уходит в другие штаты, предлагающие киностудиям значительные экономические преимущества. Калифорния, губернатором которой является кинозвезда Арнольд Шварценеггер (Arnold Schwarzenegger), реагирует на проблемы и обострение конкуренции очень медленно. Только в феврале был принят пакет мер, предусматривающий налоговые льготы для малобюджетных проектов (менее 75 млн долларов). Результаты этого отставания катастрофические. Доля Лос-Анджелеса в кинопроизводстве упала в 2008 году до 31% против 66% в 2003, по данным Комиссии по кинематографу Калифорнии. В первой половине 2009 года ситуация еще больше ухудшилась. «В 2008 году были зафиксированы рекордно низкие показатели, а в первом полугодии 2009 мы видим 50-процентное падение относительно прошлогоднего уровня. Это просто катастрофа», — комментирует в интервью Reuters Пол Одли (Paul Audley), президент FilmLA, некоммерческой организации, которая координирует кинопроизводство, телесъемки и производство рекламных роликов в Лос-Анджелесе и пригородах. Число телевизионных и рекламных проектов также существенно сократилось: 44 из 103 пилотных эпизодов в этом году снимались не в Голливуде. Кинопроизводство и сопутствующие отрасли приносят экономике Калифорнии 38 млрд долларов доходов, в этих секторах занято около 250 тысяч человек, приводит Reuters данные офиса губернатора Калифорнии. Даже после принятия Шварценеггером в феврале пакета стимулирующих мер остаются большие сомнения, что предложения Калифорнии смогут конкурировать с 40 другими штатами, где налоговые льготы вдвое больше и где меньше административных проблем и бюрократии. «В Калифорнии финансовые стимулы были предусмотрены для художественных фильмов с максимальным бюджетом в 75 млн долларов, что, по мнению многих, не слишком высокая планка, особенно если предполагается привлечь опорные рейтинговые проекты», — комментирует в интервью Reuters Джек Кайсер (Jack Kyser), старший экономист Los Angeles Economic Development, ссылаясь на высокобюджетные фильмы, которые решают судьбу киностудий. На фоне кризиса в июле закрыла свой бизнес компания 20th Century Props, второй крупнейший в Голливуде поставщик реквизита. Владелец сослался на сокращение кинопроизводства в Голливуде и 14-недельную забастовку сценаристов, завершившуюся в феврале. «Уже столько проектов ушли из Калифорнии», — посетовал Харви Шварц (Harvey Schwartz), глава 20th Century. По его словам, «Ugly Betty» («Дурнушка») стал первым крупным проектом, по которому просто свернули производство в Калифорнии, распустили персонал и который перенесли в Нью-Йорк в расчете на 30-процентную налоговую льготу. Отток кинопроизводства наметился по меньшей мере 10 лет назад, напоминает Reuters. Тогда, в конце 1990-х годов, Канада начала активно стимулировать развитие киноиндустрии, что, в сочетании с ослаблением канадского доллара, позволяло киностудиям относительно удешевить съемки. Теперь в Ванкувере и Торонто развита вся необходимая инфраструктура, и это дает производителям еще большую экономию, поскольку не приходится везти через границу оборудование и технический персонал. Примерно пять лет назад в борьбу включились многие штаты США. Теперь более сорока из них предлагают кинопроизводителям значительные преимущества, зачастую более существенные, чем в Калифорнии. И штаты активно борются за привлечение новых проектов. Например, в июле губернатор Нью-Мексико Билл Ричардсон (Bill Richardson) в Лос-Анджелесе предлагал 30 топ-менеджерам телевизионной индустрии 25-процентную налоговую льготу и кредитную программу в своем штате. Нью-Мексико с очень благоприятным деловым климатом особенно привлекателен для кинопроизводителей. В частности, там снималась «Terminator Salvation», четвертая часть фильма о Терминаторе, в котором когда-то свою звездную роль сыграл Шварценеггер. По данным The Daily Telegraph, в Нью-Мексико с 2003 года были снято около 90 крупных кино- и телепроектов, в том числе «Трансформеры» (Transformers); экономический эффект власти оценивают в 1,5 млрд долларов. Лос-Анджелес по-прежнему остается центром киноиндустрии, главные офисы всех основных студий размещаются именно здесь, здесь же живут многие актеры. Но тенденция к переносу самого процесса создания фильмов вызывает большие опасения. «Если мы не будем более конкурентоспособными, у нас в Лос-Анджелесе не будет кинопроизводства», — предупреждает представитель FilmLA Тодд Линдгрен (Todd Lindgren). Наверное, самый большой удар престижу Голливуда, пишет Daily Telegraph, наносит находящаяся сейчас в работе картина Battle: Los Angeles, по сюжету которой группа американских морских пехотинцев защищает Лос-Анджелес от вторжения пришельцев. Внимательный зритель увидит, что на самом деле оборонять в фильме будут окрестности города Батон-Руж в штате Луизиана. Как отметил один критик, Лос-Анджелес не смог получить даже такую роль, чтобы «сыграть самого себя». foto/www.pix.com.ua Источник bfm.ru |