Вчера разрешилась неопределенность вокруг программы льготного автокредитования. Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о продлении действия льготных кредитов и выделении 1 млрд рублей на субсидирование процентных ставок в рамках программы. До сих пор правительство только устно обещало продлить программу, но юридически это никак не закреплялось. Банки фактически приостановили в 2010 году работу в этом направлении. Заявки на выдачу льготных автокредитов принимать продолжили, но решение о выдаче займов отложили до подписания правительством постановления. Если в прошлом году программа льготного автокредитования только начинала действовать, то "сегодня механизм запущен, и мы рассчитываем на то, что значительно большее количество граждан воспользуются этой программой", - сказал Владимир Путин сегодня на президиуме правительства РФ после подписания указа (цитирует ПРАЙМ-ТАСС). По словам министра промышленности и торговли Виктора Христенко, программа льготного автокредитования показала свою эффективность. В 2009 году льготным кредитом при покупке нового автомобиля воспользовались 71 631 человек, было куплено машин на сумму свыше 30 млрд рублей, отчитался министр. Правда, программа оказалась все-таки не настолько эффективна, как надеялись в Минпромторге весной прошлого года. Изначально ведомство рассчитывало выдать в 2009 году 120 тыс. льготных кредитов. Бюджет программы, составлявший 2 млрд. рублей на 2009 год, также был сокращен до 950 млн. рублей из-за отсутствия ажиотажного спроса. Христенко прогнозирует, что в 2010 году в рамках программы льготного автокредитования будет продано более 100 тыс. автомобилей. Это достаточно скромные ожидания, учитывая, что его подчиненный - директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексей Рахманов - ранее говорил о плане выдать 120-150 тыс. кредитов в 2010 году. Христенко отметил, что эту программу удастся запустить в новом году быстро, так как банки, которые работали по ней в прошлом году, не останавливали свою деятельность в этой сфере. Условия выдачи кредитов, по его словам, сохраняются без изменений. Россияне могут купить новую машину, стоимость которой не превышает 600 тыс. рублей, в кредит с первоначальным взносом 15% и сроком на три года, где две трети процентных ставки субсидируются государством. Но в отличие от прошлого года, в 2010 году взять заем можно будет в более чем 90 банках, так как в конце 2009 года Минпромторг дал возможность любому желающему банку вступить в программу. Премии за автохлам С 8 марта в России начнут выдавать премии размером 50 тыс. рублей при утилизации автомобиля старше 10 лет и при покупке новой машины. Правда, сдать на хлам можно любой автомобиль, а купить с помощью сертификата на 50 тыс. - только машину российского производства, входящую в составленный Минпромторгом список. Эта программа, как надеется министерство, поможет простимулировать продажу еще около 200 тыс. новых авто. Поддержка автопрома В целом, Христенко отметил, что антикризисные меры правительства принесли эффект. Если бы не было господдержки спроса на новые автомобили в прошлом году, то уровень продаж и производства авто в России был бы в два раза меньше, чем сегодня, считает Виктор Христенко. "Антикризисные меры правительства помогли избежать массовых увольнений и банкротства компаний, занятых в отрасли", - подчеркнул он. В результате повышения пошлин на импорт иномарок доля автомобилей отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, в структуре продаж на рынке легковых машин увеличилась с 39% в 2008 году до 52% в 2009 году, а по коммерческим - с 71% до 79%, отчитался министр. На организацию прямых закупок для нужд федеральных органов власти и обновление регионального парка в 2009 году было направлено более 45 млрд рублей. В целом, по словам Христенко, в 2009 году господдержка спроса сформировала более 30% от объема продаж системообразующих автопредприятий. В PwC соглашаются, что господдержка в виде программы льготного кредитования и утилизации старых автомобилей должны помочь авторынку в 2010 году. Однако на рынке все еще сохраняется значительный уровень неопределенности, в том числе в отношении обменных курсов, уровня доверия потребителей и процентных ставок, добавляют в компании. "Позитивные факторы, такие как государственная поддержка и программа утилизации старых автомобилей, "компенсируются" негативными, включая снижение скидок со стороны автопроизводителей и сохранение высоких импортных пошлин", - говорят в PwC. Результатом этого может стать дальнейшее падение рынка. В лучшем случае можно рассчитывать на умеренный рост рынка в 2010 году, считают эксперты. Ольга Самофалова foto/www.credit123.ca Источник rb.ru |