Первая волна опасений относительно перспектив развития российского интернет-рынка спала. Влияние финансового кризиса остается серьезным, но и открывает новые возможности – в условиях экономии Интернет становится более предпочтительной площадкой для рекламодателей. Крупнейшие игроки Рунета демонстрируют уверенность и рассчитывают спокойно пережить непростые времена и продолжить рост. Правда, исключения имеются. Но связаны они либо с неудачным управлением, либо с чрезмерной зависимостью от денег инвесторов. Интернет, как один из самых гибких и быстроразвивающихся рынков, почувствовал на себе влияние глобального финансового кризиса быстрее многих других отраслей. Резкое сокращение рекламных бюджетов, прежде всего, со стороны наиболее пострадавших банков и инвестиционных компаний заставило говорить о серьезной экономии в интернет-компаниях, выражавшейся в сокращении штата, а иногда и в замораживании некоторых проектов. Однако, как показывают исследования экспертов, волнения на российском интернет-рынке были преждевременными, и дело тут как раз в особенностях размещения рекламы, за счет которой в основном существуют интернет-компании. Так, согласно ежегодному отчету компании Morgan Stanley, в отличие от большинства классических видов рекламы (телевизионной, печатной, наружной) реклама в Интернете лишь замедлит свой рост и продолжит увеличение своей доли среди других видов. «Можно ожидать заметного перераспределения бюджетов рекламодателей в пользу Интернета. Ведь в кризисной ситуации всегда остаются самые эффективные каналы инвестирования денег, Интернет как рекламный носитель – один из них», – соглашается с американскими аналитиками генеральный директор Mail.ru Дмитрий Гришин. При этом многие эксперты отмечают тот факт, что Интернет для многих людей в России стал неотъемлемой частью жизни, и они не будут отказываться от него или сокращать свое в нем присутствие даже при значительном уменьшении доходов. В этом случае люди, скорее, будут больше времени проводить дома, отказываясь от дорогостоящих развлечений и делая выбор в пользу Интернета в сравнении, например, с кабельным ТВ. Кроме того, положительным элементом российского рынка интернет-рекламы является наличие в нем высокой доли контекстной рекламы, которая позволяет с высокой точностью отследить ее эффективность, что в условиях жесткой экономии является определяющим фактором. Рекламодатель почти всегда будет уверен, что информация о его продукте размещена среди целевой аудитории. «Конечно, затруднения в экономике сказываются на рынке интернет-рекламы. В частности, мы планируем небольшой рост на следующий год. Но мы искренне считаем, что доходы основных интернет-порталов как минимум не упадут. Они просто не будут расти так, как ожидалось. Мы ожидаем падения в других медиа, но Интернет на этом фоне будет выглядеть лучше», – заключает в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД председатель правления рекламной компании IMHO VI Арсен Ревазов. Правда, у стабильного роста аудитории Рунета в условиях кризиса есть и обратная сторона. Увеличение числа интернет-пользователей ведет к увеличению числа рекламных площадок, а количество рекламодателей в то же время остается прежним или как минимум растет намного медленней. «Приток аудитории должен, по идее, стимулировать рекламодателей наращивать бюджеты, но на практике происходит обратное. Как следствие – удешевление рекламных площадок. Недополучение прибыли ведет к будущей экономии и стагнации темпов развития», – отмечает генеральный директор компании «Мамба» Андрей Бронецкий. И все же большинство лидеров рынка полагают, что в целом российский Интернет достаточно спокойно переносит финансовый кризис. По словам главы LiveInternet Германа Клименко, на его компании кризис пока никак не сказался. «Разве что просящиеся на работу стали просить меньше денег, что не может не радовать. У интернет-компаний достаточно большой запас прочности в отличие от производства, где, например, рентабельность 10%. У нас высокая рентабельность, у нас успешная компания. Скорее всего, запас прочности есть. Большинство крупных, проверенных проектов будут устойчивыми», – заявил газете ВЗГЛЯД Клименко. «Заметного влияния на наш бизнес кризис не оказывает. Это легко объяснить: Mail.ru – высокомаржинальная (рентабельность по EBITDA в 2007 году – 64,5%) компания, развивающаяся целиком на собственные средства, не использующая заемных денег. Кризис для нас, скорее, повод быть еще более эффективными», – отмечает Дмитрий Гришин из Mail.ru. Еще одним положительным фактором для российских интернет-лидеров стал уход от существования лишь за счет рекламы в пользу платных сервисов. Например, доходы той же «Мамбы» более чем на 80% основываются на пользовательских микроплатежах. «Пользователь принимает решение о покупке ситуативно, в зависимости от своих желаний, поэтому мы не ожидаем снижения ни числа платежей, ни уровня среднего перевода от одного пользователя. Кроме того, все партнерские и иные обязательства выполняются в полном объеме с обеих сторон», – сообщил газете ВЗГЛЯД Бронецкий. По этому же пути решили пойти «Одноклассники.Ру», на прошлой неделе установившие единовременную плату за регистрацию на портале. Официальная причина – борьба со спамом. Гендиректор Никита Шерман рассказал, что на «Одноклассников» кризис пока никак не повлиял и «есть надежда, что не повлияет так значительно, как на остальных», поскольку «мы уже переросли тот этап, когда жили за счет инвестиций». «Мы умеем зарабатывать деньги сами – как на рекламе, так и на платежах пользователей. Конечно, сейчас мы планы на следующий год, в том числе и бюджет, будем корректировать, учитывать текущую ситуацию. Но даже при таких неблагоприятных условиях мы закладываем определенный рост, который ожидаем в следующем году», – добавляет Шерман, подчеркивая, что все, кто «нормально уже научился зарабатывать деньги, по крайней мере выживут». Отметим, что некоторые интернет-монстры все-таки испытывают определенные трудности. Так, в связи с падением рентабельности о значительном сокращении расходов объявил Rambler. Также, по информации экспертов, резкий отток рекламодателей наблюдается у компании SUP. Причем один из сотрудников SUP’а на условиях анонимности заявил, что это может быть связано не только с кризисом, но и с деятельностью агентства +SOL, которое продает рекламу в Livejournal.com). «Сейчас в +SOL проводится реструктуризация, но как после этого изменится их работа, пока сказать сложно», – сообщил источник. Исполнительный директор агентства +SOL Тарас Ткачук в интервью газете ВЗГЛЯД признал, что трудности имеются. «То, на что мы надеялись в IV квартале, пока идет не так хорошо, как мы планировали, из-за того, что некоторые сегменты ушли», – заявил Ткачук. Он подтвердил, что в агентстве идет реструктуризация, но заверил, что с наступившим финансовым кризисом это не связано. «Реструктуризация началась еще в июле», – сказал Тарас Ткачук. Еще одна зона риска – новые проекты. Все опрошенные газетой ВЗГЛЯД эксперты сходятся в едином мнении: наиболее серьезный удар кризис нанесет по новым проектам на инвестиционной стадии – так называемым стартапам. Впрочем, в сегменте деловой информации ситуация обратная – интерес к ней возрос, и наперекор всем предупреждениям в этой сфере появляются новые проекты. 6 ноября бывший главный редактор «Коммерсанта» Раф Шакиров открыл деловой интернет-портал Dailyonline. А бывший руководитель Ленты.Ру Антон Носик возглавил еще один новый новостной сайт – Bfm.ru. Перспективность этого сегмента интернет-рынка подтверждает и тот факт, что компания РБК, одной из первых ощутившая на себе последствия финансового кризиса (в конце сентября оттуда было уволено 100 человек), похоже, не собирается серьезно ужиматься в своей деятельности. Вслед за ресурсом Turbo.ru об автомобилях и онлайн-игрой «Бизнес Мания» компания открыла сайт Drinktime.ru – «первый информационно-развлекательный портал об алкоголе». Источник vz.ru |