Негативные последствия мирового кризиса наиболее сильно затронули российский автомобильный рынок. Однако в 2010 году продажи новых и подержанных автомобилей могут вырасти на 15%, прогнозирует партнер PricewaterhouseCoopers Стенли Рут. Правда, пессимистичный сценарий предусматривает продолжение падения рынка.
Российский автомобильный рынок по итогам 2009 года сократился с учетом продаж подержанных иномарок на 56%, до 1,402 млн штук, и на 61%, до 26,8 млрд руб в денежном выражении, подсчитал партнер PwC Стенли Рут. PwC, в отличие от Ассоциации европейского бизнеса, не учитывает в своей статистике продажи легких коммерческих грузовиков.
В денежном выражении наблюдается большее падение рынка, чем в натуральном. Это объясняется тем, что около четверти всех проданных в 2009 году машин - это нераспроданные остатки производства 2008 года. Стоковые автомобили продавались в течение года с большими скидками, отмечает эксперт.
Японцам не повезло
Наименьшее падение показали такие марки, как BMW (-11%), KIA (-20%), Volkswagen (-28%) и PSA (-30%). Сильнее других пострадали продажи японских марок, на которые повлиял высокий курс иены, державшийся в течение всего прошлого года. Так, продажи Toyota в России упали на 63%, Nissan - на 55%.
Москва может быстрее восстановиться
Что касается продаж автомобилей по регионам, то, согласно данным PwC, лучше всех кризис пережил Центральный федеральный округ, включая Москву. Поэтому Стенли Рут ожидает здесь более быстрого восстановления рынка, чем в других округах. Рыночная доля ЦФО выросла с 45% до 50%. Хуже ситуация обстояла в Свердловской, Тюменской, Ростовской, Самарской и Челябинской областях, а также в Башкирии и Пермском крае, где продажи авто рухнули более чем на 60%.
Хуже всех
"Негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, поскольку сильная зависимость от импорта автомобилей и предшествующий существенный рост рынка сменился быстрым ослаблением рубля, увеличением процентных ставок по кредитам и падением потребительской уверенности", - резюмирует Стенли Рут. В 2010 году на рынке по-прежнему сохраняется неопределенность, в том числе относительно валютных курсов, уровня доверия потребителей и процентных ставок.
Господдержка авторынка в виде программы льготного кредитования и утилизации старых автомобилей должны помочь рынку. Однако, с другой стороны, сохраняются высокие пошлины на импортные иномарки, а сезон скидок на машины закончился, так как на этот раз прошлогодних запасов не осталось.
Краткосрочный прогноз
Все эти факторы могут привести к дальнейшему падению рынка, прогнозирует Стенли Рут. В лучшем случае, добавляет он, можно рассчитывать на умеренный рост рынка в 2010 году. По пессимистичному сценарию Стенли Рута, в 2010 году продажи автомобилей в России могут упасть на 5% до 1,3 млн штук. По оптимистичному прогнозу вырасти на 15% до 1,6 млн автомобилей. Эксперт не исключает, что "в среднесрочной перспективе российский автомобильный рынок, который обладает достаточно развитой инфраструктурой дилерских сетей и логистики, может относительно быстро "конвертировать" общий экономический рост в быстрый подъем автомобильного рынка".
Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (AEB) ожидает ост продаж во второй половине года. В AEB прогнозируют рост рынка на 2,7% до 1,5 млн автомобилей, включая легкие грузовики.
Партнер PwC ожидает также оживления продаж автомобилей в кредит: их доля вырастет с 15% до 16% при пессимистичном сценарии, когда курс доллара вырастет до 29,5 рублей, или до 22% при оптимистичном прогнозе, если за доллар будут дать 28 рублей.
Долгосрочный прогноз
Скорого восстановления российского автомобильного рынка до докризисного уровня в 2,8 млн авто не ожидает никто. Стели Рут считает, что это произойдет не раньше, чем через пять лет.
Между тем, партнер PwC уверен, что в долгосрочной перспективе российский авторынок имеет огромный потенциал. Он предполагает, что показатель насыщения рынка на уровне 400 автомобилей на 1000 человек населения будет достигнут в России к 2025 году, при этом коэффициент утилизации старых автомобилей составит 6%. "Дорога к этой долгосрочной цели едва ли окажется ровной и гладкой, учитывая сильную зависимость российской экономики от мировых экономических условий", - говорит эксперт, и даже не исключает повторения кризиса в течение ближайших 15 лет.
Ольга Самофалова
foto/www.kp-avto.ru Источник rb.ru |