За 1,5 месяца до зимних каникул, во время которых россияне стараются отдохнуть по максимуму, отечественные туроператоры решили проанализировать запросы граждан в части поездок за рубеж в новогодние праздники. Представители ассоциации туроператоров РФ /АТОР/ считают, что спрос на путешествия может вырасти на 5 проц. Предпочтение россияне будут отдавать семейному отдыху на море, и популярности Египта конкуренции другие направления составить не смогут. Сразу оговоримся, что прогнозы относительно объемов выездного туризма из РФ в течение первых двух недель 2010 г оказались весьма робкими, что, в определенной степени объяснимо. Кризис заставил россиян отказаться от принципа раннего бронирования туров. Летний период отпусков показал, что россияне начинают подыскивать путевки за несколько дней до планируемой даты выезда, надеясь на горящие туры и скидки. Такая тенденция статистически оформилась в следующие цифры – глубина продаж путевок летом 2009 г сократилась на 14,5 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. АТОР проанализировал изменение спроса и ценовых предпочтений россиян на турпоездки за рубеж по 11 топ-направлениям. Как подчеркнула исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, проведенный анализ итогов летнего туристического сезона позволил сформировать максимальную объективную картину на рынке так называемого выездного туризма, столкнувшегося в этом году, как и вся экономика страны, с последствиями финансового кризиса. Падение спроса в туристическом бизнесе с период с апреля по сентябрь 2009 г по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило порядка 23-25 проц. Причины такой динамики лежат, как говорится, на поверхности, главная из которых – это девальвация рубля на фоне замораживания и снижения заработной платы. Кроме того, представители АТОР сегодня несколько раз вспомнили недобрым словом главного санитарного врача РФ Геннадий Онищенко, который в начале лета настоятельно рекомендовал россиянам воздержаться от поездок и отдыха за границу по причине пандемии "свиного" гриппа. По словам руководителя Комитета по аналитике и маркетинговым исследованиям АТОР Эдуарда Кузнецова, СМИ также преуспели в демонизации проблемы со "свиным" гриппом. "Пандемия муссировалась активно. В прессе также много освещалась угроза кризиса и его глубина, что порождало неуверенность россиян в собственных доходах", - заметил Э.Кузнецов. "Средний класс наиболее сильно пострадал от кризиса", - констатировал Э.Кузнецов. – Отсюда результат: анализ изменения спроса по ценовым сегментам показал, что самым глубоким оказалось падение спроса на туры стоимость от 1,5 тыс долл до 2,5 тыс долл на человека". "В период кризиса обнаружилась интересная тенденция – стало модно экономить на турпоездках. А ведь раньше, наоборот, граждане кичились тем, что могут позволить себя дорогой отдых за рубежом", - иронично заметил Э.Кузнецов. Как следствие, спрос на туры стоимостью от 600 долл до 1,5 долл на человека летом увеличился, россияне перестали запрашивать путевки в отели 4 звезды и "переместились" в отели на звезду ниже. "Спрос на путевки стоимость на уровне 500 долл остался на прежнем уровне", - отметил Э.Кузнецов. Вполне логичным выглядит тот факт, что спрос на путевки в Египет летом этого года вырос на 30 проц по сравнению с тем же периодом 2008 г. Для АТОР стало неожиданным, что спрос на путевки в Болгарию летом 2009 г вырос. "Увеличение спроса на 10 проц – это прямое следствие гибкой политики в визовой "части" – получить шенгенскую визу в Болгарию можно было получить за один-два дня", - отметил Э.Кузнецов. А вот спрос на путевки в Турцию – еще одно демократичное направление в туризме для россиян – упал на 10 проц согласно данным туроператоров. "Уровень падения спроса на Турцию оказался, как видим, в 2 раза ниже, чем этот же показатель на рынке в целом. Турецкая сторона, чтобы не потерять туристов из РФ, оперативно сработала в кризис, и снижение цен на отели в высоких сезон отпусков составило порядка 30-40 проц", - отметил Э.Кузнецов. Популярные европейские направления – Греция, Испания, Италия – оказались в минусе. Падение спроса со стороны российских туристов составило – минус 29,5 проц, минус 17,5 проц, и минус 27 проц соответственно. Что касается Хорватии и Черногории – стран, к которым у российских туристов сложился устойчивых интерес, то летом 2009 г на этом направлении случился провал. По официальным данным туроператоров РФ падение спроса на путевки в Хорватию составило порядка 23 проц, а в Черногорию – рекордные минус 39 проц. "Здесь нужны разъяснения", - вступил в разговор главный аналитик АТОР Геннадий Боровиков. "По данным офиса туризма Хорватии спрос на отдых в страну со стороны россиян летом 2009 г уменьшился на 21 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Та же картина по поводу Черногории – офис туризма Черногории насчитал увеличение спроса на отдых в стране граждан из РФ на 15-20 проц", - отметил он. Объяснить расхождения в цифра довольно легко: посещение Хорватии, и Черногории не требует оформления россиянами виз, поэтому наши граждане предпочли отправится в эти страны, как говорится, частным путем, не пользуясь услугами туроператоров, бронируя отели прямо на месте. Что касается собственно прогнозов по спросу на поездки в предстоящие новогодние каникулы, то здесь АТОР весьма оптимистична. "В прошлом году в период зимних каникул за границу отдыхать выехало порядка 3,5 млн чел. В этот Новый год мы ожидаем такого же потока туристов. Если же ориентировать на данные Транспортно Клиринговой Палаты, то может быть и увеличение спроса на 5 проц", - коротко заметил Г.Боровиков. По его словам, в новогодние каникулы россияне "потянутся" в жаркие страны поближе к морю. В кризис экскурсионные туры потеряли свою привлекательность в глазах российского туриста. Предпочтения отдаются семейному отдыху на море с минимумом познавательных программ, отмечают в АТОР. "Свиной" грипп фактически поставил крест на детском отдыхе. "Продаж на осенние каникулы, можно сказать, не было", - с грустью сказала М.Ломидзе. "На Новый год заявок в сегменте "детский отдых" очень мало. Правильнее говорить о том, что детский отдых уступил место семейному отдыху – родители не рискую отправлять детей одних в поездки, предпочитая взять детей с собой в турпоездку за рубеж, добавила она. По словам Г.Боровикова, на Новый год Египет может стать тем местом, где отдых может стать предпочтительнее всего для россиян – недорогие путевки, теплое море, разнообразная еда, много анимационных программ при отелях, что актуально, когда в поездку собираются с детьми. "Мы прогнозируем, что зимой 2009 г спрос на поездки в Египет увеличится на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года", - отметил Г.Боровиков. Не исключено, что популярным направление останется и Тайланд. "Сегодня на тайском направлении огромное количество специальных предложений", - заметила М.Ломидзе Что касается горнолыжных курортов – то в этом сегменте свои особенности. Те россияне, которые предпочитают провести новогодние каникулы на горных склонах Европы – фанаты такого вида отдыха, и кризис в меньшей степени повлиял на их предпочтения. "Тем не менее, мы прогнозируем падение спроса на горнолыжные курорты предстоящей зимой на 10-15 проц. Правда, туроператоры изыскивают возможности снизить цены на туры", - говорят представители АТОР. "Однако следует ожидать того, что спрос на горнолыжные туры в Швейцарию или Францию может упасть и сильнее. Любители катания на горных лыжах будут присматриваться к более демократичным курортам", - делает в заключении очевидный прогноз Г.Боровиков. При этом представители АТОР пообещали подробно рассказать о туристических предпочтениях россиян в период новогодних каникул по окончании зимнего периода отпусков. foto/www.arenal.net Источник prime-tass.ru |