Можно ли снять фантастический блокбастер за 30 миллионов? Чтобы снимать фильмы стоимостью в сотни миллионов долларов, нужен настоящий талант. Режиссеров, способных не только увидеть масштабную картину своим внутренним взором, но и перенести это видение на экран, обеспечив зрителям столь вожделенное зрелище, а инвесторам столь ожидаемую прибыль, единицы. Но еще меньше тех, кто способен снимать фильмы, являющие миру не только уникальные режиссерские находки, но и показывающие пример почти невероятной по нынешним временам рачительности. Одним из таких примеров стала вышедшая на днях в мировой прокат картина "Район №9". До премьеры имя ее создателя Нила Бломкампа было известно преимущественно профессионалам (знавшим его как талантливого аниматора и создателя спецэффектов), членам жюри престижных конкурсов и... Питеру Джексону. Именно он предложил доверить южноафриканскому режиссеру, не имевшему до этого опыта съемок полнометражных фильмов, экранизацию сверхпопулярной игры Halo, пообещав стать продюсером картины. Однако после пяти месяцев подготовки к съемкам и выпуска серии роликов, которые вызвали восторг даже у сурового каннского жюри, киностудии Universal и Fox внезапно отказались от финансирования проекта, и его реализация была отложена на неопределенный срок. Но Джексон не бросил своего протеже и предложил последнему адаптировать для широкого экрана его короткометражный фильм "Выжить в Йобурге", рассказывающий в псевдодокументальной манере о непростых отношениях землян и пришельцев, волею судьбы оказавшихся в резервации на территории ЮАР. Бломкамп согласился, и в результате на свет появился "Район №9", рекламная кампания которого, состоявшая из бесчисленных "вирусных" роликов и умильных плакатов, выполненных в лучших традициях южноафриканского апартеида, сама по себе достойна занесения в хрестоматию по маркетингу. Уже в первые выходные проката фильм заработал в Северной Америке 37 миллионов долларов, сходу перекрыв свой весьма скромный 30-миллионный бюджет. Критики заговорили о рождении нового Джеймса Кэмерона, а боссы киностудий, некогда не доверившие Бломкампу экранизацию Halo, наверняка сильно засомневались в правильности того решения. Пример с Бломкампом, естественно, не единственный. Стоит вспомнить, что годом ранее столь же эффектно взорвала мировой прокат картина "Кловерфильд", демонстрировавшаяся в России под названием "Монстро". В распоряжении режиссера Мэтта Ривза, также являвшегося новичком в большом кино и трудившегося под присмотром Дж. Дж. Абрамса, была еще меньшая сумма - 25 миллионов долларов, но это не помешало "Кловерфильду" заработать более 170 миллионов. Но, конечно же, самым ярким примером превосходства режиссерской фантазии над бюджетом была и остается "Ведьма из Блэр", появившаяся на свет ровно 10 лет назад. Картина, якобы смонтированная из пленок, отснятых группой студентов, которые отправились в леса Новой Англии на поиски следов легендарной ведьмы, обошлась ее создателям в 60 тысяч долларов. Фильм настолько потряс зрителей по всему миру своей реалистичностью, что они без колебаний положили в его копилку 248 миллионов долларов, превратив "Ведьму из Блэр" в самый эффективный проект современного кино. Здесь стоит упомянуть и скорее забавную, нежели поучительную историю, произошедшую в этом году в Великобритании. Недавно стало известно, что в национальный прокат этой страны будет выпущен зомби-фильм под названием "Колин", снятый курьером Марком Прайсом. По утверждению режиссера-любителя, он с группой единомышленников снимал картину в свободное от основной работы время и потратил на ее производство... 45 фунтов стерлингов. Цифра невероятная даже для столь камерного проекта, но факт остается фактом: фильм "Колин" не только привлек внимание британских прокатчиков, но и удостоился специального показа во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля. Как видно, обильные инвестиции не являются гарантией успешности фильма даже тогда, когда речь идет о фантастическом кино, требующем как минимум компьютерной графики достойного уровня. Да, есть "Трансформеры", "Человек-паук" и "Пираты Карибского моря", с астрономическими бюджетами которых могут совладать лишь режиссеры уровня Майкла Бэя, Сэма Рэйми и Гора Вербински. Есть, в конце концов, пресловутый "Титаник", кассовый рекорд которого, вероятно, сможет побить лишь какой-то из следующих проектов Джеймса Кэмерона. Но есть и фильмы, которые снимают удивительные "выскочки", неизменно возвращающие нас к временам, когда всего за 12 миллионов долларов можно было снять "Звездые войны", и напоминающие нам о том, что настоящая, живая режиссерская мысль не задохнулась под грузом сиквелов и приквелов. Продюсерам стоит лишь повнимательнее присмотреться, и тогда им не придется объяснять провал работ их подопечных сменой времен года или некстати выглянувшим солнцем. Во всяком случае, стоит попробовать. В эпоху финансового кризиса это особенно актуально. Андрей Воронцов foto/www.novosti.mvpro.net Источник lenta.ru |