Финансовый кризис добрался до театральных подмостков. Крупнейшие мировые сцены ищут способы выжить и сэкономить. Некоторые театры отказываются от премьер или закрывают слишком дорогие постановки. Ведущий оперный театр "Метрополитен-опера" заложил два своих панно работы Марка Шагала, чтобы получить кредит. На Бродвее многие актеры остались без работы. Российские театры тоже вынуждены экономить. В этом сезоне зрителю не покажут многие премьеры. Придется довольствоваться малобюджетными и проверенными временем постановками. Бродвей. Десятки спектаклей, мюзиклов, тысячи актеров, выступавших здесь, теперь оказались на грани выживания. Часть шоу уже закрыта. Каждый месяц зрители провожают в небытие порядка десяти мюзиклов. На афишах написано: "последнее представление". Эти постановки стоили миллионы долларов, но сейчас сборы минимальны, билеты никто не покупает, туристы, да и жители Нью-Йорка экономят на развлечениях. Бродвей превращается в театральное кладбище. Правда, хоронить американскую сцену пока рано. Во-первых, как всегда выживут сильнейшие, да и крупные сцены уже находят способы справиться с трудностями. "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке спасается за счет накопленных богатств. В залог отправились два полотна Марка Шагала, за которые получен хороший денежный заём. Сколько - точно не говорят. Работы Шагала - это часть большой коллекции оперы, судя по тому, что рассказывает обозреватель мира культуры Ольга Русанова. Она бывала там и сама видела это собрание ценностей "Когда ты входишь в "Метрополитен", то попадаешь не в театр, а в музей, потому что сразу посетителей встречает эта экспозиция, - говорит она. - В ней представлены полотна самых разных художников, это и театральные декорации, и картины. Идея этой экспозиции заключается в том, что человек, далекий от оперы, попадет в привычное для него музейное пространство и таким образом придет к опере, станет оперным Фаном". Несмотря на солидную нью-йоркскую оперную сцену, руководство театра все же отменило несколько премьер. Зарплаты персоналу сокращают. Приходится укладываться в ежегодный 290-миллионный бюджет. Прибыль, конечно, обеспечивают и представления, и многочисленные киноконцертные залы, транслирующие постановки в режиме реального времени, но даже таким гигантам не под силу одолеть кризис. Что уж говорить об остальных. В Италии Национальная музыкальная ассоциация объявила о том, что программы оперных театров, а также театра во Флоренции будут урезаны. Государство сократило финансирование, премьеры слетают с афиш. Что увидит в итоге зритель, никто пока сказать не может. Представления, несомненно, будут, но театральные руководители ограничатся низкозатратными постановками. Кризис - не время для творческого полета. Тут приходится думать о том, что дешевле, а не эффектнее, особенно, когда речь идет об опере, одном из самых дорогих театральных искусств. Об этом – и слова ведущего телеканала "Культура" Ильи Кухаренко: "Опера существует благодаря большому количеству спонсоров и денег. Это своеобразный полигон для театра, для новых театральных технологий. Именно там появлялись всевозможные медийные проекты, возникали новые инженерно-театральные истории. И все это оказалось под угрозой из-за наступившего кризиса. Меня в этом плане интересует вопрос: а как поведут себя в этой ситуации театральные фестивали, как будут секвестированы бюджеты, от чего придется отказаться театрам". Россия - не исключение. Работники искусств пока не паникуют, но многие уже затягивают пояса потуже. Большой театр застал трудное время не в самый лучший период - реконструкция. Правда, ремонтным работам финансовые проблемы особого ущерба не нанесли, как рапортовали театральные деятели. Да и государство поддерживает, пусть даже помощь урезана на 15 процентов. Тем не менее, от премьеры "Отелло", намеченной на апрель, пришлось отказаться: слишком дорогая - бюджет порядка 170 миллионов рублей. "нам пока это не по карману, - поясняет пресс-секретарь Большого театра Екатерина Новикова. - На сегодняшний день мы сократили одну постановку. "Отелло" должна была быть очень дорогостоящей постановкой. Руководство Большого посчитало невозможным в условиях кризиса идти на такие дорогие постановки. Отказ от постановки "Отелло" позволил нам сохранить в репертуаре остальные спектакли и намеченные премьеры. И уже 12 марта мы покажем премьеру спектакля "Капелия". Столь крупные сцены, как Большой, Мариинка, конечно, - в более выигрышной ситуации. Продажи билетов не падают, ведь это первые объекты внимания туристов. Правда, в Большом театре сейчас основное внимание к реконструкции, деньги на это есть, так что к залогам как в "Метрополитен-опера" прибегать не придется. В провинции театральная жизнь посложнее. Челябинский оперный театр вообще поразила череда финансовых скандалов. Притом, что недавно местный балет заработал правительственную премию, которая стала хорошим подспорьем для сцены, театральная экономика не вынесла ударов кризиса. Актерам стали задерживать зарплаты. Дошло до того, что состав "Лебединого озера" выставил ультиматум: либо январская зарплата, либо сцена будет пустой. Деньги нашли, хотя, как говорят, не все. Чуть позднее там же взбунтовались музыканты оркестра, которым руководство еле-еле смогло выплатить положенное. Спектакли не были сорваны, но это лишь пока. Никто не гарантирует, что проблемы с зарплатами не возникнут в будущем. Зато в мире музыки дела не так уж плохи. Особенно, если говорить о классике. Ее исполнение не требует больших финансовых затрат, только лишь мастерство виртуозов. Тут классика даже выигрывает перед крупными поп-постановками, рок-концертами, прочими современными музыкальными шоу. "Кто знает, может кризис даже привьет публике большую любовь к классике, - замечает шеф-редактор отдела классической музыки портала Openspace Екатерина Бирюкова. - Хуже всего дела обстоят с дорогостоящими проектами, а классические концерты - как они были "за три копейки", так "за три копейки и остались". Количество продаж абонементов в Московской филармонии не уменьшилось, их так же покупают". Помимо того, что кризис может переориентировать вкусы аудитории, есть и другие возможные плюсы, которые он с собой принесет. Музыковед, куратор концертных проектов Михаил Фихтенгольц говорит о времени, когда театральным звездам придется поумерить свои аппетиты. Возможно для российских актеров с невысокими зарплатами это не столь актуально, но тем, кто буквально торгует своей звездностью пора задуматься, сколько они в действительности стоят. "Это собьет спесь, как мне кажется, с агентов и театральных антрепренеров, которые периодически выставляют неимоверные суммы гонораров для своих певцов и дирижеров, - считает Михаил Фихтенгольц. - Это образумит в какой-то мере профсоюзы, которые правят бал в оперных театрах. Все это заставит трезво смотреть на вещи". Несмотря на кризисные предвестия в театральной среде и прогнозы на потерю аудитории, по крайней мере, в России все это еще неочевидно. Билеты в кассах по-прежнему раскупаются задолго до начала спектаклей. Зритель идет. Значит, идут и деньги. Хотя заядлых театралов, несомненно, расстроит отсутствие многих премьер, которые ожидались в этом году, но в условиях кризиса придется мириться с тем, что культурная жизнь подвергается рыночным корректировкам. foto/www.diary.ru Источник vesti.ru |