Не часто, но всё же приходится слышать о ком-то, что ему, мол, кризис только на руку. И говорится это с явственным осуждением: мол, кому война, а кому мать родна. Тут народная молва ошибается, причём двояко. Во-первых, явление совсем не редкое: какие-то стороны критической жизни оказываются на руку довольно многим. Так, все москвичи наверняка не без удовольствия отметили, что машин на улице стало поменьше. Маленькая, а всё-таки польза, и проистекла она именно из кризиса. Во-вторых, и те люди, которые извлекают из кризиса гораздо более ощутимые выгоды, чем лёгкое усыхание пробок, вовсе не обязательно суть мироеды и кровопийцы. Как некоторым видам животных в пустыне комфортнее, чем в самых роскошных субтропиках, так и каким-то секторам экономики именно кризисная конъюнктура оказывается на руку. Иных счастливцев ни за что не угадать без подсказки. Так, думаю, немногие смогли бы предположить, что в начале Великой депрессии, сразу после фондового краха, продажи губной помады в Америке возросли аж на четверть. Когда такой же эффект был отмечен после терактов 11 сентября, основатель известной фирмы Леонард Лаудер даже предложил "индекс губной помады": когда её неожиданно начинают активно покупать, значит в стране или её экономике что-то весьма скверно. И это наблюдение продолжает подтверждаться. В последние месяцы прошлого года во всём мире резко увеличились продажи косметики - именно дешёвой: губной помады, туши. Объясняется это просто и трогательно: на новые дорогие платья, туфли или сумки денег у женщин нет, а порадовать себя и впечатлить окружающих хочется. И касается это, конечно же, не только женщин. Можно говорить не только об "индексе губной помады", но и об "индексе галстука". В прошлом году в Англии, например, было продано на 20% больше шёлковых галстуков и на треть больше галстуков из других материй, чем в предшествовавшие тучные годы. Других бенефициариев кризиса отгадать легче. Так, минутку подумав, многие бы догадались, что должны расцветать дешёвые заведения общепита. И они цветут, да ещё как. Например, за один только прошедший ноябрь у сети "Макдональдс" оборот вырос на 5% в Америке, на 8% в Европе и на 13% - в Азии. Причины, боюсь, очевидны: денег у людей так мало, что в случае необходимости поесть вне дома… ну, и так далее. В отчёте компании "Макдональдс" говорится, между прочим, что в некоторых странах (причём не самых нищих - в Германии и Испании) люди стали выбирать более дешёвые блюда из меню. Естественно, что компания намерена открывать тысячи новых заведений по всему миру - не хочет упустить удачный момент. Ну, а кому-то просто на роду написано благоденствовать именно в тяжёлые времена. Я сейчас не о производителях и распространителях антидепрессантов или самых разных типов алкоголя - это вещи локализованные. В одной державе с горя лакают таблетки, в другой - вино, в третьей - что-нибудь покрепче. Зато - и это тоже традиция, подхваченная нашими днями от Великой депрессии - существует и глобальный утешитель, производители которого неслыханно расцветают в кризис. Кино. Спрос на продукцию "фабрик грёз" растёт, как на дрожжах. Только что опубликованы данные по январю. Так вот, под аккомпанемент всеобщих рассуждений о нарастающей глубине кризиса и о том, что не всем суждено дожить до лета, выручка кинотеатров в Штатах превысила миллиард долларов, на 20% побив почти ещё благополучный январь прошлого года. Посещаемость кинотеатров в США выросла на 16%. Сходные результаты уже показывают - или вскоре начнут показывать - и остальные кинорынки. Но если вы полагаете, что вспыхнувший с новой силой скандал в отечественном Союзе кинематографистов связан именно с этим обстоятельством, что наши киношники таким шумным способом делят будущие богатые доходы, то вы, к сожалению, ошибаетесь. И что скандал неопрятный - правда, и что деньги делят - тоже правда, вот только делят не доходы, а расходы. Дело в том, что сотворить свой российский Голливуд - машинку, в которую вкладывают деньги, а потом получают прибыль, - наш кинематограф так пока и не сумел. В производстве нашего кино и до кризиса казённые деньги играли важную роль, а теперь эта роль оказалась практически единственной. Так что схватка вокруг легитимности-нелигитимности съезда ведётся, прежде всего, за бюджетный пирог. То есть не за то, кто особенно процветёт в кризисное время, а за то, кто выживет. Тоже, конечно, интересно, но особенной радости у наблюдателей не вызывает. Александр Привалов foto/www.cosmetiques.xxbb.ru Источник vesti.ru |