Четверка крупнейших алмазодобывающих компаний мира - Rio Tinto, BHP Billinton, De Beers и "Алроса" объединяется, чтобы противостоять кризису. Из-за проблем с кредитами и резким спадом спроса на драгоценные камни, продажи бриллиантов упали на треть. Речь идет о совместной маркетинговой кампании Generic Diamonds Marketing по продвижению бриллиантов. Для реализации этой кампании будет создана организация SteerCom, финансировать которую будут все участники проекта. На Rio Tinto, BHP Billinton, De Beers и "Алроса" приходится 90% рынка, поэтому они могут не только контролировать предложение, но и задавать ценовую планку. Средняя цена на бриллиант в один карат упала с июля более, чем на 20% или практически на 2 тысячи долларов. Главная причина падения спроса, говорит управляющий делами производственного объединения "Кристалл" Эдуард Штирбеску, это трудности с кредитами: банкам нечем кредитовать отрасль, а простым потребителям в условиях кризиса вообще не до бриллиантов. "В первую очередь пострадали рядовые люди, которым нечем платить ипотечный кредит или не хватает средств на пропитание или что-нибудь еще, - говорит Штирбеску. - То есть предметы роскоши, к которым относятся украшения с бриллиантами, отходят, наверное, на самый последний план". Ложный враг инвестора? Аналитик компании "Финам" Дмитрий Баранов оценивает спад в продажах не столь драматически - на 15-20%, но говорит, что это тоже очень серьезная цифра. "В прежние кризисные периоды продажи не падали так сильно, и эта ситуация представляется гораздо более серьезной и говорит о серьезном положении в мировой экономике, - поясняет он. - Если уже и бриллианты, которые предметы роскоши, а богатые люди денег не считали никогда и могли позволить себе купить в любой период, как бы дела их бизнеса ни шли, сколько бы нефть ни стоила, и как бы курсы валют не падали, значит, дела в мировой экономике действительно плохи". Но если бриллианты покупать в условиях кризиса для украшения - это непозволительная роскошь, то почему бы не использовать его, как объект для инвестиций? Цены на драгоценные камни не раздувались, как мыльные пузыри, как в случае с ценами на квартиры, на нефть, на предметы искусства. Эдуард Штирбеску говорит, что теоретически в бриллианты вкладывать деньги можно, но на практике опасливые граждане все больше доверяют золоту. Вторая причина, говорит Дмитрий Баранов, это закрытость рынка. "Нет этой публичной системы торгов. Допустим, если по золоту эта система существует: то есть вы можете в банк придти, покупать вживую слитки или просто безличные металлические счета - то есть считается, что вы купили столько-то граммов золота, - то с бриллиантами этой системы нет, это очень закрытый рынок. Это определенным образом ему и помогало до определенной степени, а сейчас можно сказать, что это влияет негативным образом на его состояние", - говорит он. В условиях кризиса люди становятся жестче и циничнее. Вот уже и бриллианты - не друзья девушек, а инвестиционные инструменты. Да и то - в отличие от первых - не лучшие. foto/www.surlaterre.ru Источник news.bbc.co.uk |