Забавно изучать кризис с точки зрения стороннего наблюдателя. Вполне можно проверять маркетинговые и психологические концепции. Например, возьмем кривую принятия изменений по Адамсу и сотоварищи. Авторы утверждают, что принятие проходит через следующие стадии: 1. Отрицание или шок ("этого не может быть!") 2. Гнев и агрессия ("почему со мной?!", "кто виноват?!") 3. "Торг" («как бы минимально пострадать?», «я ведь хитрый, сейчас быстро что-нибудь придумаем!») 4. Депрессия и отчуждение ("ничего не хочу", "мне ничего не нужно", "всё безразлично") 5. Принятие сложившейся ситуации и выстраивание новой стратегии (переосмысление целей и задач, прошлых действий). Ничего не напоминает? Вы на какой сейчас стадии? Оглянитесь вокруг и вы увидите людей, которые до сих пор говорят, что кризиса нет. Эту ситуацию объясняет кривая восприятия инноваций по Роджерсу, которая утверждает, что: - 2,5% людей инноваторы, т.е. раньше других воспринимают идею/ ситуацию; - 13,5% ранние последователи, это неформальные лидеры и уважаемые люди; - 34% раннее большинство, внимательные, осторожные люди, но достаточно быстро воспринимающие идею; - еще 34% позднее большинство, принимают идею, когда почти все уже это сделали; - 16% отстающие, традиционалисты до мозга костей. Среди них можно выделить 2,5% тех, кто скажет, что никакого кризиса и не было. По тому, что наблюдаю я, большинство находится на стадии гнев/агрессия или торг. Тем, кто воспринял раньше других сложившуюся ситуацию, сейчас достаточно тяжело. Они уже готовы выстраивать новые правила игры на рынке, но делать это непросто. В такой ситуации остается порекомендовать набраться терпения, пока большинство соотечественников и коллег примет сложившуюся ситуацию и будет готово действовать рационально, исходя из новых реалий. Не дергаемся, ждем остальных, получаем удовольствие от созерцания, готовимся к Новому году – после него, скорее всего, все и решится. Источник megarost.ru |