Вчера Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предостерегла Минтранс от выборочной поддержки авиакомпаний в условиях мирового финансового кризиса. Господдержка должна осуществляться в отношении либо всех авиакомпаний, либо на конкурсных условиях. В Минтрансе заверяют, что и не собирались давать какие-либо преференции отдельным компаниям, а на финансовую помощь могут рассчитывать все авиаперевозчики, имеющие ликвидные активы.
Вчера ФАС России предупредила Министерство транспорта о недопустимости осуществления финансовой поддержки авиакомпаний по списку и создания тем самым преференций для отдельных хозяйствующих субъектов. «ФАС указала на то, что финансовая поддержка с привлечением госсредств должна осуществляться или в отношении всех авиакомпаний, имеющих лицензии и фактически осуществляющих перевозки, или в отношении ряда компаний, отобранных по итогам торгов на условиях, не противоречащих требованиям антимонопольного законодательства», — говорится в сообщении ведомства. В обеспечение условий конкуренции ФАС предложила Минтрансу проинформировать банки о возможности кредитования авиапредприятий на условиях, обеспечивающих соблюдение требований антимонопольного законодательства.
Минфин и Центробанк по поручению правительства до конца 2008 года должны обеспечить кредитование авиакомпаний на сумму до 30 млрд руб. Предполагается, что контролировать процесс выделения средств и деятельность авиакомпаний должен Минтранс, но не по списку. Как отмечает источник РБК daily в министерстве, банкирами был составлен перечень авиакомпаний, которые обладают хоть каким-то имуществом, под которое возможно кредитовать авиационные предприятия. На совещании с участием Минтранса присутствовали представители трех банков — ВТБ, Газпромбанка и Сбербанка. Также на совещании присутствовали представители «Аэрофлота», «Атлант-Союза», «Волги-Днепра», «Уральских авиалиний». Глава создаваемого авиаперевозчика «Авиалинии России» Виталий Ванцев, по неофициальным данным, уже успел попросить финансовую помощь в 5 млрд руб., однако реакция на его запрос пока неизвестна. Вчера министр транспорта РФ Игорь Левитин, сказал, что Минтранс выступает за поддержку гражданской авиации как отрасли в целом — компаний, аэропортов, навигационных служб. «Мы объявили всем авиакомпаниям, что если у них есть проблемы с кредитованием, то они могут обращаться в Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк и другие банки, в которых кредитуются. Вопрос взаимоотношений хозяйствующих субъектов и банков не находится в нашей компетенции», — отметил министр.
Эксперты считают, что авиакомпании еще не скоро смогут получить необходимые деньги, поэтому заявления ФАС выглядят несколько преждевременными. «Никого еще не избрали, это «дым без огня», — считает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Ранее говорилось о заявках восьми авиакомпаний. Но до сих пор нет механизма выделения денег. Сам процесс выделения не имеет никакой юридической силы. Условия, на которых могут предоставляться льготные кредиты, только в разработке», — отмечает эксперт.
СЕРГЕЙ КОЛОБКОВ