Сбербанк, крупнейший в России кредитор населения, решил взыскивать плохие долги с проблемных заемщиков не самостоятельно, а с помощью коллекторских агентств. К этому банк подтолкнула нехватка собственных ресурсов: количество сотрудников сократилось, а объем просроченных долгов вырос. В некоторых регионах наемные долгособиратели начнут работать на Сбербанк уже в этом году. Сбербанк объявил тендеры среди коллекторских агентств для работы с просроченными кредитами, узнала газета "Коммерсантъ" у участников рынка. В самом банке поясняют, что недавно были запущены пилотные проекты по взаимодействию с коллекторами в Красноярском и Волго-Вятском регионе. В обоих регионах тендеры будут завершены в течение трех месяцев, и работа с проблемными заемщиками начнется уже до конца текущего года. Сети федеральных коллекторских агентств не смогут обслужить огромное количество отделений Сбербанка, поэтому к тендеру привлечены и региональные агентства. Банку нужны коллекторы, которые смогут не только связаться с заемщиком по телефону, но и обеспечить выезд и "контроль ситуации на месте". На первых порах Сбербанк планирует передавать в работу коллекторам только старые долги (свыше 360 дней), многие из которых уже обработала собственная служба взыскания Сбербанка и даже получены судебные решения. Банк посмотрит, какую эффективность покажут на таких портфелях коллекторы, а заодно отработает процесс взаимодействия с ними. Если пилотные проекты покажут хорошие результаты, Сбербанк будет сотрудничать с коллекторами в масштабе всех отделений в штатном порядке. Самим некогда До сих пор Сбербанк, на долю которого приходится свыше 30% от совокупного объема кредитов физлицам, предпочитал работать с проблемными кредитами самостоятельно. Но с начала кризиса просрочка по розничному портфелю Сбербанка выросла на 1,7%, с 1,2% от кредитного портфеля на 1 октября 2008 до 2,9% на 1 сентября 2009. При этом розничный портфель сократился с 1,25 трлн руб. до 1,17 трлн руб. Просрочка по розничному кредитному портфелю у Сбербанка ниже, чем в среднем по рынку (6,2%), но отчасти именно благодаря реструктуризации проблемных ссуд. Необходимость оптимизации работы с проблемными ссудами и передачу ее коллекторам продиктована также сокращением сотрудников в самом Сбербанке, пишет "Коммерсантъ", т.к. это сдерживает его собственные возможности по взысканию долгов. О намерении сократить персонал с 270 тыс. до 200-220 тыс. руководство банка заявило еще в октябре прошлого года в обнародованной стратегии развития на пять лет. Практика показывает, что банки не всегда способны справиться с проблемными долгами своими силами, отмечают опрошенные изданием эксперты. Привлечение же профессиональных агентств по взысканию позволяет повысить эффективности и снизить затраты. Игорь Седых foto/www.usblaw.ru Источник rb.ru |