На обломках, оставленных Великой рецессией, появляются «всходы» нового перспективного бизнеса. Без сомнений, некоторые из родившихся сегодня компаний рухнут, другие — не смогут достичь своего максимума. Но экономический спад не подавил дух предпринимательства, констатирует BusinessWeek. В первой половине года инвесторы-ангелы профинансировали 24500 новых проектов, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщает Центр венчурных исследований (Center for Venture Research). Общий объем средств, вложенных в стартапы, сократился, но статистика показывает, что число родившихся в этом году компаний составит около 50 тысяч. «Вероятно, сейчас лучшее время для открытия нового бизнеса», — говорит Карл Шрамм (Carl Schramm), президент компании Kauffman Foundation, занимающейся продвижением предпринимательства. Крупнейшие компании часто рождаются именно в периоды спадов. В 1939 году в конце Великой депрессии, два инженера в гараже в Калифорнии создали Hewlett-Packard. Сама Силиконовая долина в значительной мере развилась во время тяжелой рецессии в середине 1970-х годов. Тогда предприниматели заложили фундамент бума 1980-х, создав компании, которые стали пионерами в трех новых отраслях: Atari в сфере видеоигр, Apple на рынке персональных компьютеров и Genentech в биотехнологиях. «Те немногие, кто отправляется в путь в трудные времена, выполняют свою миссию, и именно это сейчас и нужно», — приводит BusinessWeek слова Майкла Морица (Michael Moritz), управляющего партнера Sequoia Capital — венчурной компании, которая в 1970-е инвестировала в Apple. Стартапы пользуются моментом Можно выделить и ряд других причин роста предпринимательской активности. Во-первых, в условиях спада все дешевеет, в том числе снижаются кадровые издержки, стоимость материалов и офисных площадей. Ослабевает конкуренция как со стороны компаний, работающих на рынке, так и среди стартапов, которые не могут привлечь средства. Ограниченность финансовых ресурсов означает, что более сильные идеи вытесняют более слабые. Сложности заставляют предпринимателей работать над своими бизнес-моделями, так что они достигают рентабельности в более короткие сроки, чем когда привлечение капитала им обходится дешевле. «2010 и 2011 годы должны стать исключительно удачными для небольших инновационных компаний, — заявил в интервью BusinessWeek Джим Брейер (Jim Breyer), генеральный партнер венчурной компании Accel Partners, которая инвестировала в Facebook. — Появятся десятки успешных предприятий». Стартапы играют все большую роль в американском бизнесе и в стимулировании подъема. Согласно данным Национальной ассоциации венчурного капитала (NVCA), на конец 2008 года компании с участием венчурного капитала обеспечивали 12 млн рабочих мест и 20% американского ВВП. На конец 2005 года аналогичные показатели составляли, соответственно, 10 млн и 17%. Тем не менее, во время рецессии намного труднее, чем в благоприятный период, поднять бизнес, разместить акции компании или привлечь средства. В III квартале 2009 года венчурные фонды инвестировали 4,8 млрд долларов в 637 компаний, против соответственно 7,2 млрд долларов и 994 компаний за аналогичный период прошлого года. Таковы данные PricewaterhouseCoopers и NVCA. Как новый проект Фейк преодолевает трудности У основательницы нового интернет-проекта Hunch Катерины Фейк (Caterina Fake), которая в июне 2008 года ушла с высокого поста в компании Yahoo!, чтобы открыть свое дело, есть опыт преодоления экономических трудностей, пишет BusinessWeek. Когда она стала соучредителем фотопортала Flickr после падения технологического сектора, интернет-стартапов избегали и компания не могла привлечь средства у профессиональных инвесторов. Поэтому Фейк прибегла к помощи друзей и родственников и прошла со своей компанией довольно трудный путь до тех пор, пока не был выстроен фотосервис, который затмил по росту популярности Facebook и других социальных веб-сайтов. Сегодня Фейк снова должна внимательно считать деньги. В сентябре прошлого года, чтобы сэкономить финансовые ресурсы, было принято решение снизить зарплату всем 10 сотрудникам, но она не умерила амбиции. В компании верят, что Hunch может стать лидером в сфере технологий поиска нового типа, который пойдет дальше Google и будет находить ответы, прибегая к «мудрости толпы». Наберите вопрос «На какой журнал мне подписаться?», например, и Hunch будет выдавать результаты, совмещая совпадающие ответы пользователей с такими же предпочтениями. «Следующая фаза в развитии поиска — некоторое сочетание железных алгоритмов и пользовательского контента», — говорит Фейк. Пока Hunch набрал около 300 тысяч пользователей и собирает информацию о них, задавая 5-10 вопросов. Теперь Фейк готовится выйти из «режима обучения» и создать домашнюю страницу, где не будет требоваться заполнение опросника. «На самом деле пора расширяться, тратить и начинать новый проект. Мы любим рецессии», — заявила в интервью BusinessWeek Фейк. Наталья Бокарева foto/www.bcscredit.com Источник bfm.ru |