По данным исследовательского холдинга Ромир, в декабре кризисного 2009-го года жители крупных городов потратили на продукты питания и товары повседневного спроса в два раза больше денег, чем в благополучном январе 2008-го. Конечно, сравнение декабря и января является не слишком корректным. Но и по сравнению с декабрем 2008-го года повседневные расходы в декабре 2009-го выросли почти на четверть. Если совсем точно - на 22%. Росстат уверяет нас, что рост потребительских цен не превысил 9% за год. Даже если не поверить Росстату и посчитать инфляцию по иной (более приближенной к реальности) потребительской корзине, на рост цен можно будет списать никак не более 12-15% прироста номинальных расходов. Получается, что реальные потребительские расходы (повседневные) выросли на 6-12%. И такую картину исследователи Ромир наблюдали в течение всего 2009-го года. Каждый месяц номинальные расходы на товары повседневного спроса превышали траты, сделанные за аналогичный месяц предыдущего года на 20-30%. "Во-первых, жители крупных городов стали больше времени проводить дома: немногие были отправлены в неоплачиваемые отпуска или вообще потеряли работу, многие стали экономить на развлечениях и питании вне дома, особенно - в ресторанах; некоторые отказались от поездок в другие города и страны. Во-вторых, рост потребления продуктов питания и товаров для дома связан с тем, что если раньше средством снятия нервного напряжения для отдельных потребителей служило приобретение одежды и мелкой бытовой техники, то в 2009-м году на смену такому «шопингу» пришло приобретение продуктов питания и товаров повседневного потребления. Феномен роста потребления шоколадных батончиков и губной помады в периоды экономических потрясений известен экономистам и социологам еще со времен Великой Депрессии в США", - отмечается в отчете Ромир. На протяжении всех трех лет наблюдений последняя неделя года (52-я) оказывается особенно «ударной» в плане приобретения продуктов питания и товаров повседневного спроса. В 2007-м году горожане потратили на этой неделе на 53% больше, чем на 40-й неделе (вторая неделя октября) того же года. В 2008-м году превышение расходов 52-й недели над 40-й составило 40%. В минувшем году - 33%. foto/www.ecopeak.ru Источник ROKF.RU |