Разочарованные инвесторы, столкнувшиеся с неэффективностью традиционных инструментов фондового рынка, продолжают искать альтернативные индикаторы, которые могли бы предупреждать о надвигающемся финансовом коллапсе. На этот раз взгляды аналитиков обратились к поп-культуре и музыкальным чартам. Это может показаться странной идеей, отмечает USA Today. Однако, если она подтвердится, инвесторам придется забыть об изучении биржевых сводок, мониторинга заработных плат и доходов, заменив их гитарными риффами, журналом Billboard и кассовыми сборами. В основе этого подхода — идея, в соответствии с которой население следует за массовыми колебаниями в настроении, которые определяют не только тип музыки, которую мы слушаем, но и то, хотим мы покупать или продавать на бирже ценные бумаги. Эти эмоциональные взлеты и падения сопровождаются соответствующими «качелями» на Уолл-стрит. Идеи из прошлого столетия «И фондовой рынок, и танцпол приводятся в действие одними и теми же социальными элементами поведения», — считает Мэтт Ламперт, научный сотрудник Института социономики и последователь Роберта Претчера, впервые озвучившего эту идею в восьмидесятых годах прошлого столетия. «Когда общее расположение духа населения положительно, большей популярностью, например, пользуется поп-музыка, напоминающая жевательную резинку, и комедийные шоу на телевидении. Именно в эти времена инвесторы настроены покупать акции и подталкивают надувание пузырей на рынке», — говорит ученый. И напротив, в состоянии подавленности, люди тяготеют к музыке с «темными» тонами и сложными темами, к фильмам ужасов и серьезным драмам. Инвесторы же раздувают биржевую панику. В качестве примера последователи этой занимательной теории приводят музыкальные пристрастия последнего десятилетия. «Пожалуй, коллективное настроение не могло быть выше уровней января 2000 года. Фондовые рынки обновляли максимумы параллельно с тем, как «бойз-бэнды», Бринти Спирс и Кристина Агилера штурмовали музыкальные чарты, а Рикки Мартин пел о Livin' La Vida Loca («Жить сумасшедшей жизнью»). Бодрая песня Smooth Карлоса Сантаны и Роба Томаса попала на вершину чата Billboard и оставалась на первом месте до 14 января 2000 года — в этот день Dow Jones industrial average пошел в рост, начав почти двухлетний период «медвежьего» рынка. В преддверии кризиса Падающее социальное настроение отразила музыка 2007 года, одновременно с началом падения фондового рынка США. Группа Linkin Park запустила свой хит Minutes to Midnight в 2007 году, а на следующий год вышла Womanizer Бритни Спирс. Кроме того, произошло возвращение на музыкальный рынок некоторых рок-групп. В 2008 году хитом номер один по версии Billboard стали AC/DC, а The Sex Pistols вернулись из концерного тура после пиковых уровней индекса Dow Jones в 2007 году. Корреляция между музыкой, фондовым рынком и социальными настроениями является большим, чем простое совпадение, считает профессор финансов и управления рисками Политехнического института Нью-йоркского университета Филипп Мэймин. По данным наблюдений ученого, простые танцевальные мелодии становятся модными непосредственно перед периодами турбулентности на фондовом рынке, вслед на чрезмерным оптимизмом народных масс. Так, песня Take On Me группы A-ha стала хитом в 1986 году — непосредственно перед биржевым обвалом в 1987 году. Пока же в чарте Billboard Top-100 за последнюю преобладают музыкальные композиции в стиле рок — всего 42 трека при 8 песнях в жанре поп-музыки. Однако лидирует песня Fireflies американского коллектива Owl City, жанр которого некоторые музыкальные критики определяют как «power pop». Стоит напомнить, что этот трек попал на верхушку чарта Billboard в первую неделю ноября — одновременно с последними заявлениями профессора экономики Нью-йоркского университета Нуриэля Рубини о надувании нового пузыря на мировых фондовых рынках. foto/www.webtvwire.com Источник bfm.ru |