С наступлением финансового кризиса эксперты всецело поглощены рассуждениями о том, насколько подорожают продукты, что произойдет с ценными бумагами, драгметаллами, как происходящее отразится на ценах на недвижимость и природные ископаемые, какое количество людей окажутся без работы… Кажется, что освещены все стороны вопроса, однако о том, что произойдет с культурой, какое воздействие на эту немаловажную часть жизни человека окажет сложившаяся ситуация, говорят очень мало. В рамках X Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/Fiction специалисты в различных областях искусства собрались, чтобы подискутировать на тему "Экономический кризис = расцвет культуры?" и обсудить возможное влияние кризиса на подведомственные им отрасли. Архитектор Евгений Асс видит в финансовом кризисе положительные моменты. Он напомнил, что самые яркие проявления архитектурной мысли XX века были связаны с "бедными временами": конструктивизм существовал в нищете, в 70–80-е гг. возникла так называемая бумажная архитектура, когда люди занимались "порождением интеллектуальных продуктов". Поэтому именно сегодня есть все предпосылки для появления архитектуры новой волны. Поутихнет "архитектурная разнузданность, поскольку инвесторы не смогут нагло и бесцеремонно вторгаться в городскую среду". Темпы и объемы строительства в Москве превышают все мыслимые пределы, город с трудом выдерживает инвестиционный пресс, а жилищное строительство в столице, по мнению Асса, явление вообще антисоциальное: квартиры в домах раскуплены, но окна в них темные. "Говоря о результатах архитектурной деятельности, есть надежда, что благодаря финансовому кризису все-таки г…на на наших улицах будет меньше", - резюмировал Асс. Так что есть надежда, что кризис поможет архитекторам, градостроителям и муниципальным деятелям изменить отношение к городу и осознать норму, меру необходимого строительства. Владелец галереи "Риджина" Владимир Овчаренко также чужд упаднических настроений. Он поддерживает мысль Асса о том, что приход новых людей с новыми идеями, искусством – одна из примет кризиса: "Появится больше молодых художников, которые хотят что-то сказать. Молодежь должна бунтовать, она должна высказывать свежесть". Он считает, что в сложившихся условиях "кто-то выживет, кто-то окрепнет, а кто-то стухнет". Однако не все участники дискуссии смотрят на происходящее столь позитивно. Издатель Александр Иванов (Ad Marginem) о ситуации, условно названной кризисом, предпочитает думать в апокалиптическом русле. Для него вопрос заключается в том, насколько мы психологически подготовлены к личной бедности. По мнению Александра, через несколько месяцев образ богатства, состоятельности не будет соответствовать состоянию людей: "Россия и весь мир впали в кризис, подобный 1913 году, впереди нас ждет многолетнее и очень тяжелое испытание". Он считает, что сейчас как никогда полезно провести ревизию собственных потребностей и понять, от чего можно отказаться: ведь человек может довольствоваться малым, а самое ценное, что есть в жизни, - поддержка и общение с близкими людьми. Что касается книжного рынка, то он, по словам Иванова, обрушится как и все другие. Художественный руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков придерживается взглядов главы издательства Ad Marginem. Бояков считает, что очень мало людей осознают, что произошло с миром, у подавляющего большинства и особенно у тех, кто связан с искусством, дефиниция кризиса связана с тем, что стало меньше денег и это абсолютно неправильно. "Ситуация в искусстве претерпевает апокалиптические изменения, поэтому говорить, что с ним будет через некоторое время очень сложно". Визуальное искусство, на его взгляд, пострадает больше всего, потому что "самый большой мыльный пузырь, безусловно, надут в изобразительном искусстве". В изобразительном искусстве, так же как и в кино, и архитектуре, некоммерческого вида деятельности почти не осталось, а в литературе она еще есть. foto/www.bluestar.ru Источник utro.ru |