Крупнейшие страны мира преодолевают кризис по-разному. Пока США и Европа просто "накачивают" деньгами банки и финансовые рынки, Китай решил простимулировать свой экономический рост изнутри. Полтриллиона долларов пойдет на строительство дорог, жилья и внедрение инновационных технологий в промышленности. На фоне этого Россия, как обычно, оказалась между Востоком и Западом. Наше правительство и фондовый рынок с банками "накачивает", и жилье выкупать готово, и даже машиностроение с малым бизнесом поддержит. Вот только дорог у нас как не было, так и не будет... "Известия" решили разобраться, как пытаются победить кризис близкие нам по духу страны БРИК - Бразилия, Индия и Китай.
Китай не стал изобретать велосипед, а воспользовался чужим опытом. Подобно тому, как автоконструкторы из Поднебесной копируют иностранные машины, китайские экономисты скопировали американскую модель выхода из Великой депрессии в конце 1930-х годов. Тогда экономист Джон Кейнс убедил власть строить дороги. Но сейчас Америке это не поможет. А Китаю или России - запросто.
- Получив зарплату, бывшие безработные увеличат свои расходы, - раскрыл когда-то Кейнс формулу победы над кризисом. - Вырастет спрос. Это, в свою очередь, повлечет общее оздоровление экономики.
Тогдашний президент США Франклин Рузвельт с успехом использовал предложения Кейнса. Государство начало строить дороги по всей стране, десятки тысяч компаний получили государственные заказы, а сотни тысяч людей - работу. Но если этот способ так хорошо себя зарекомендовал, то почему США снова его не используют?
Просто не могут - американцам уже нечего строить. Такая же история и в Европе. В развитых экономиках уже достаточно прекрасных дорог, жилья в избытке, и ничего, кроме банальной раздачи денег, банкам не остается. Другое дело - быстрорастущие экономики стран БРИК. Нам еще строить и строить. Но давайте разберемся по порядку, что происходит в Бразилии, Индии и Китае. Это тем более интересно, что экономики этих стран очень похожи на нашу: мы все экспортируем много сырья и смогли накопить большие золотовалютные резервы.
Китай: все идет по плану
Объявленный план спасения китайской экономики очень немногим уступает американскому "700-миллиардному". Объявленные $586 млрд - это примерно $444 на каждого жителя Поднебесной - гораздо больше среднемесячной зарплаты! Средства предполагается распределить между 10 программами, среди которых основными станут строительство автомобильных и железных дорог, возведение недорогого жилья, инвестиции в сельское хозяйство, внедрение на заводах современных технологий. Заодно снизят налоги на малый и средний бизнес и отменят ограничения на выдачу кредитов коммерческими банками. Эх, нашему бы Минфину задуматься над последними пунктами, вздохнут многие российские бизнесмены, у которых производство начало падать еще до кризиса.
Суть китайского плана проста: направить все силы на поддержку самых нужных начинаний внутри страны. Пока экономические передряги продолжаются, временно свободные руки будут обеспечены работой и зарплатой. А когда через несколько лет кризис закончится, в Китае будут прекрасные дороги, недорогие квартиры и современные заводы.
Китайские руководители уже признают, что экономические трудности в стране есть. Глава статистического ведомства Китая Чжу Хунжэнь заявил на днях, что более чем 18% предприятий в стране с годовым оборотом до $1 млн стали убыточными. Вся китайская экономика выросла за девять месяцев на 9,9% - в прошлом году было 15%. Впрочем, для любой другой страны показатели очень приличные. А накопленные Китаем ресурсы и жесткая система управления экономикой позволят обойти экономические трудности, полагает руководитель Центра экономических и социальных исследований Китая Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский.
- Сейчас китайские руководители озабочены развитием внутреннего спроса, - говорит он. - Именно туда они собираются переориентировать оставшиеся без внешних рынков товары.
Зато, если эти планы будут реализованы, уже через несколько лет Китай сможет потеснить США с первого места по размеру ВВП. При этом чем хуже Америке, тем лучше Поднебесной.
- Если так пойдет дальше, юань скоро станет мировой резервной валютой. Это реальная перспектива году к 2012-му. Сейчас это гораздо легче представить, чем год назад, - прогнозирует Островский.
Бразилия: к кризисам не привыкать
Это самая большая страна Латинской Америки с самой развитой экономикой на континенте. Ее отличительной особенностью является очень развитое внутреннее производство - оно обеспечивает 90% внутреннего спроса на промышленные товары. Как и Россия, Бразилия очень богата полезными ископаемыми. Собственной нефтью обеспечивает половину своих потребностей, а остальную половину закрывает за счет этилового спирта. Его гонят тут же из местной кукурузы. Благодаря райскому климату и плодородным почвам продовольствием Бразилия тоже себя полностью обеспечивает и с другими делится. Например, мясом с Россией.
Об авторитете местной валюты говорить пока не приходится. Не далее как в 1994 году современный бразильский реал пришел на смену прежнему крузадо. Так что его история не дотягивает даже до возраста украинской гривны. Как и Россию, этот южноамериканский рай здорово потрепало в мировом кризисе 1997-1999 годов. Бразильское правительство извлекло из этого свои уроки: накопило вполне приличные золотовалютные резервы и провело банковскую реформу. По мнению заместителя директора Института Латинской Америки РАН Вадима Тепермана, сейчас банковская система Бразилии является самой устойчивой среди стран БРИК. С начала года главный бразильский биржевой индекс Bovespa упал на 22% - гораздо меньше, чем в других странах.
- Слабые места Бразилии сопоставимы с нашими, - говорит ученый. - Транспортная система не отвечает современным стандартам, это сказывается на стоимости товаров. Существует резкая диспропорция между отдельными регионами. Сан-Паулу - просто Европа, а Амазония - полнейшая нищета.
Тем не менее ни о каких особых антикризисных мерах бразильское правительство пока не объявляло. Правда, на всякий случай власти снизили требования к резервированию и еще дали право двум крупнейшим госбанкам покупать акции банков, испытывающих проблемы с ликвидностью.
Индия: спокойствие, только спокойствие
- Из-за текущего экономического кризиса наши темпы роста могут немного снизиться, но фундамент индийской экономики очень прочен, - считает премьер-министр Индии Манмохан Сингх.
По его прогнозу экономика страны вырастет в 2009 году на 7-7,5% (в первом полугодии этого года - 7,9%). Но остальные фундаментальные показатели выглядят слабо. Дефицит бюджета достиг $10,6 млрд, а инфляция - 13%. Поэтому среди стран БРИК кризис больше всего может задеть именно Индию. Это огромная страна с населением в 1,1 млрд человек и единственная в мире, разделенная невидимыми, но нерушимыми границами кастовой системы.
- У меня наименьший оптимизм по отношению к Индии, - сокрушается Андрей Островский. - Там очень много национальных доходов идет на прокорм тунеядцев, потому что экономически активного населения очень мало. Было много госпрограмм коренной модернизации общества, но богатые всегда в результате богатели, а бедные беднели. Эта кастовая система разваливает буквально все. Если экспорт программного обеспечения и лекарств сократится, это станет национальной катастрофой.
Косвенным доказательством этого мрачного прогноза может служить взлет числа самоубийств в стране. С начала года покончили с собой уже 118 тыс. индийцев. Показательным стал случай, когда из-за кризиса счеты с жизнью свела целая семья. Семидесятилетний дедушка и его жена приняли яд, а их дочь и сын повесились. У членов этой семьи было 73 кредитных карты, кредиты на два автомобиля и банковская ссуда на новый бизнес.
Впрочем, власти страны полны оптимизма - никаких специальных планов в стране нет. Пока Совет по определению мер по стимулированию роста экономики только решает, как они могут выглядеть. И только Центробанк постарался "закачать" дополнительные средства в финансовую систему и за месяц понизил процентную ставку с 9% до 7,5%.
Китайский автобан, бессмысленный и беспощадный
Узнав, что Китай решил вложить сотни миллиардов в дороги, кто-то подумает, что сейчас там как у нас: одни направления. В реальности это совсем не так. Китайцы не первый год строят современные трассы, и во многие лакомые уголки страны вроде монастыря Шаолинь уже можно добраться по настоящим автобанам. Но автобаны там, скажем так, специфические. Пользуются ими в основном крестьяне на повозках или мопедах. Едут неспешно. Километров 20 в час. Но автобан-то двухрядный, и все бы ничего, если бы ехали они себе тихонько в правом ряду и никому не мешали. Но нет, в правом ряду опасно. Там легко можно влететь в кучу камней. Тут дело вот в чем: китайские машины, как известно, часто ломаются. Сломался на трассе - выставил знак. Но это у нас. В экономном Китае знаками машины не комплектуют. Там вообще не принято заморачиваться с правилами. Направо из левого ряда или через двойную сплошную на красный свет - это нормально. Так вот, сломавшись на трассе, китайцы обычно вместо знака складывают кучу мусора, что на обочине соберут. А потом как починятся - едут себе спокойно дальше, мусор не трогают. И правда, кому он нужен? В общем, езда по правому ряду чревата кучей камней в радиаторе. А по левому - кучей китайцев на мопедах. Вот и приходится на этих "автобанах" ездить со скоростью километров 40-50 в час, отчаянно сигналя и наводя ужас на мирных крестьян. Впрочем, это смущает только безумных иностранцев, которые почему-то считают, что на таких трассах положено ехать под 150. А жители Поднебесной никуда не торопятся. Потому не понимают: почему нам не нравятся китайские машины?
Андрей Реут