Мировые финансовые проблемы начали сказываться на российской туристической сфере. Туроператоры опасаются череды банкротств, но цены на путевки повышать не планируют. По словам экспертов, существует вероятность, что в следующем году с рынка уйдет ряд игроков. Это связано, прежде всего, с тем, что некоторые туроператоры работают в минус не один год подряд, но, наращивая обороты, им удается избегать убытков. Таким образом, такие туроператоры фактически создавали своеобразные финансовые пирамиды, как показала ситуация с обанкротившейся в конце июля компанией «Васко Детур». При сильном снижении туристического потока в связи с кризисом покрывать убытки будет непосильно. «Исключать то, что кто-то не сможет работать в условиях кризиса, конечно, нельзя. Все зависит от того, как компании будут реагировать на эту кризисную ситуацию», — считает генеральный директор компании «Капитал тур» Инна Бельтюкова. Она отмечает, что в ближайшие месяцы туроператоры будут вести более аккуратную и взвешенную политику. Если спрос будет снижаться, то туроператоры будут сокращать объемы своих программ. Самым непростым периодом работы в туризме, по мнению участников рынка, будут первые месяцы 2009 года. Именно в начале следующего года туроператоры могут столкнуться с наибольшим количеством проблем. Тому есть ряд объяснений. Прежде всего это связано с тем, что пик спроса приходится на Новый год, период продолжительных зимних каникул, после которого возникает пауза и турпоток идет на спад. Но эта пауза всегда возмещалась бизнес-поездками корпоративных клиентов. Эксперты предполагают, что в нынешних условиях такой выездной деловой вид туризма не будет столь активным. На следующий год резко сократилось количество заявок на деловые поездки, также в целях экономии ряд компаний перестанут проводить выездные корпоративные мероприятия. «Компании пересматривают статьи расходов, в том числе и по деловому и корпоративному туризму, то же самое касается и физических лиц — люди пересматривают приоритетность необходимых покупок и вложений. Все это прогнозирует спад в туристическом бизнесе в будущем и, вполне возможно, значительный. Не секрет, что доступность многих вещей в жизни обеспечивалась кредитами, пользование которыми становится проблематичным либо влечет удорожание», — говорит руководитель департамента делового туризма «Веди групп» Лариса Фоминых.
Вторая причина ожидаемого негативного влияния финансового кризиса на туризм связана с тем, что существует некий эффект от всей проблемной ситуации с банками, когда вкладчики стараются использовать свои средства, в том числе на путешествия. Поэтому туроператоры в этом месяце, что парадоксально, наблюдают всплеск спроса, отмечая, что он тоже, скорее всего, будет реализован до Нового года. Что приведет к стагнации в начале года будущего. И еще одна причина — волна увольнений и сокращений, которая началась в России на крупных предприятиях. Перед наступлением кризиса продажи идут хорошо. «Люди покупают туры как в предновогодний период, так и на сами праздники. Потому что, прежде чем куда-то трудоустроиться, многие попытаются отдохнуть, понимая, что потом полгода-год не смогут никуда выехать. Все это создает максимально благоприятные условия, а с января-февраля может резко ухудшить спрос», — говорит председатель совета директоров UTS travel Алексей Крылов. Туроператоры не прогнозируют резкого скачка цен. По сравнению с прошлым годом в летнем сезоне цены на путевки стали выше на 35—40%. Сейчас наметилась тенденция к снижению цен на топливо, соответственно, и на авиабилеты. По отношению к зиме прошлого года цены выше в среднем на 30—40%. «Только потому, что билеты дороже стали и отельеры в силу инфляции на 10% подняли цены, но они уже заявили об этом повышении. Дальнейшего повышения цен, я думаю, не будет. А дополнительного подорожания из-за кризиса не будет. Как, возможно, не будет демпинговых акций, потому что туроператоры вряд ли будут биться за сегмент ценой собственных вложений, что обычно делается в нормальных условиях развития рынка», — сказала Инна Бельтюкова. Туроператоры надеются, что кризис в стране не повлияет губительно на отрасль, а люди, как и прежде, будут вкладывать деньги в свое образование, здоровье и по возможности в качественный отдых. Источник akado.com |