Кризис еще более выпятил разрыв в уровне жизни разных слоев населения. Что же происходит? Неужели, Россия опять идет в разрез мировым тенденциям? Или у нее просто своя история богатства? Но не слишком ли опасно это своеобразие России. 1. А как на Западе? В условиях углубляющегося экономического кризиса демонстрация богатства выходит из моды и даже становится проявлением дурного вкуса. Президенты обнародуют свои доходы и призывают сократить зарплаты самым высокопоставленным чиновникам, миллиардеры отказываются от покупки новых вилл. И связано это не только с уменьшением доходов, но и с элементарным чувством такта или, грубо говоря, с нежеланием дразнить народ. Так, богатые британцы не то чтобы перестали делать дорогие покупки, но явно стали стесняться их демонстрировать, - замечает Дэвид Джампаоло, исполнительный директор британской акционерной компании "Пи кэпитал". По его словам, совсем недавно такое было просто немыслимо. Джампаоло, компания которого оказывает услуги 300 весьма обеспеченным семейным офисам и частным лицам, отмечает, что богатые люди в Великобритании в последнее время значительно реже, например, стали пользоваться частными самолетами. "Не потому, что они более не могут себе этого позволить, - в финансовом отношении у них нет необходимости менять свой образ жизни - а потому что они сочли неуместным продолжать в нынешних условиях тот образ жизни, который они вели раньше", - поясняет он. Да, клиенты его компании, как заявил Джампаоло, стали из-за кризиса на 30-50% "беднее". У некоторых из них от прежнего миллиарда фунтов стерлингов осталось "лишь" 600 млн., но и с этими деньгами они вполне могли бы позволить себе перелеты частным самолетом, убежден глава "Пи кэпитал", - но они от этого воздерживаются. Впрочем, щеголять богатством всегда считалось дурным тоном в Европе. Однако, как оказывается, так же ведут себя и американские богачи, которые считают, что во время кризиса, когда страна находится в такой сложной экономической ситуации, покупки роскоши можно назвать безответственными, непатриотичными и даже антиамериканскими. 2. А как в России? В отличие от западных миллиардеров, российские нувориши всегда старались поразить окружающих роскошью и сказочными богатствами, соря деньгами, приобретая не просто дорогие, но самые-самые дорогие виллы, самолеты, яхты, произведения искусства и т.п. В 2003 году мир был потрясен тем, что известный российский олигарх Виктор Вексельберг потратил более 100 миллионов долларов на покупку коллекции изделий Карла Фаберже у аукционного дома «Sotheby's». Ее основа - девять пасхальных яиц, выполненных Карлом Фаберже по заказу российской императорской семьи. В их числе самое знаменитое произведение ювелира - Коронационное яйцо, сделанное для Николая II. Другой российский олигарх Роман Абрамович купил самую большую и самую роскошную в мире яхту. Михаил Прохоров чуть ли не приватизировал курорт во французском Куршавеле. Олег Дерипаска приобрел шикарный брильянт за миллион долларов. Андрей Мельниченко выложил два миллиона долларов за выступление Дженнифер Лопес на устроенной им вечеринке. Они задавали тон всему российскому бомонду: стало просто неприличным приезжать на московские тусовки в автомобиле уровня "Форд" и в одежде не от кутюр. И в кризис эта тенденция сохранилась, хотя масштабы, может быть, несколько поуменьшились. Потеря значительных средств заставила российских олигархов отказаться от претенциозных трат и даже от приобретенного ранее имущества. Так, Михаил Прохоров счел непозволительной роскошью потратить полмиллиарда евро на приобретение "виллы Леопольда", названной так в честь бельгийского короля Леопольда II, построившего ее в 1902 году на французской Ривьере, в предместье Ниццы. Здесь привыкли гостить мировые лидеры и суперзвезды: предыдущий владелец виллы - банкир Эдмонд Сафра принимал на Лазурном берегу Рональда Рейгана и Фрэнка Синатру. Крупнейший игрок на московском строительном рынке, владелец компании "Миракс Групп" Сергей Полонский выставил на распродажу отель "Сангейт Порт Роял" в Турции, дом на Лазурном побережье и яхту. Роман Абрамович, потерявший на кризисе, по данным «Handelsblatt», около 10 млрд. евро, намерен продать свою виллу "Ла-Кроэ" на мысе Антиб, которая стоит порядка 20 млн. евро. 3. Русские и арабы в одной упряжке. Однако богатые россияне не намерены отказываться от покупки яхт и дорогих автомобилей и по-прежнему лидируют в этих сферах. Сектор купе и кабриолетов класса люкс - один из самых быстрорастущих на падающем европейском авторынке. Яхтостроительной отрасли, правда, приходится тяжелее: пропал спрос на "лодочки" по цене в миллион евро и выше, до кризиса уходившие в легкую. Теперь с огромным трудом продаются яхты по 500 тысяч евро, чуть лучше - по 100-200 тысяч евро. В среде богатых русских бытует мнение: если у тебя есть яхта, значит ты и твой бизнес все еще на плаву. Поэтому даже при значительном сокращении доходов они готовы потратиться на престижный "кораблик", пусть и в значительно удешевленном варианте: без автопилотов, радаров и прочих дорогостоящих штучек. Тем не менее, на недавно состоявшейся выставке яхт в Монако посетителями, интересующимися яхтами стоимостью свыше 20 млн. долларов, были в основном россияне и арабы. И, по словам организаторов, спрос явно превышал предложение. Не заметно пока в Москве и снижения спроса на другие предметы роскоши. Для сравнения: по данным агентства «Bloomberg», продажи люкс-товаров с начала этого года в Нью-Йорке сократились на 11%, в Токио - на 7%, в Париже - на 9%. Богатые россияне не меняют своих привычек и не отказываются от VIP-отдыха. По статистике туроператоров, больше всего от кризиса пострадал средний класс, клиенты же, которые могут позволить себе дорогие поездки, по-прежнему будут отдыхать с размахом. "Согласно нашим данным, сегмент эксклюзивного отдыха практически не пострадал", - сказал президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергей Шпилько. PR-директор компании "Турпарад" Нина Акимова согласна, что на сегменте дорогого отдыха кризис почти не отразился. "У нас те же объемы бронирований, что и год назад, - сказала она. - Единственно, что если раньше эксклюзивные туры и отели бронировались за год, то теперь - за три-четыре месяца". Несмотря на кризис, такие предложения, как одно- и двухдневные туры на автомобилях «Ferrari», «Lamborgini», «Mazeratti» стоимостью от 1,5 тыс. евро на одного человека также пользуются спросом. "Туристы, которые выбирают отдых на Сардинии, ждут эксклюзивных услуг, - сказала Н.Акимова. - Предложение поездок на автомобилях этих марок, причем с водителем, а также специальной группой технического сопровождения, уже нашло отклик у туристов". 4. В России своя история богатства. Для большинства русских нуворишей отказ от показной роскоши просто немыслим: ведь именно достижению возможности "блеснуть богатством" и была подчинена вся их жизнь и карьера до сей поры. "Я не понимаю, почему вся наша олигархическая верхушка состоит из людей, которые делают деньги из ничего, - удивлялся в одном из интервью писатель Даниил Гранин. - Вот посмотрите биографии успешных американских бизнесменов: сотни книг рассказывают о секретах их успехов. Каждый из них что-то придумал, открыл, изобрел: Соичиро Хонда, производитель мотоциклов, имел 470 изобретений, докторские степени, крупнейшую фирму. Фред Смит создал систему круглосуточной доставки почты. Кто-то наладил производство плееров, кто-то - персональных компьютеров... И когда такой человек реализует свою идею и хочет ее распространить, расширить, то это естественно и понятно. Это то творческое начало, которое оправдывает человеческую жизнь. А возьмем наших олигархов: где хотя бы одна авто- или просто биография? Почему они не могут послужить такими же примерами, как Генри Форд, Билл Гейтс?" "В России нет сегодня аристократии, а это необходимая часть общества, которая диктует критерии порядочности, чести и морали. Нельзя принимать и иметь дело с ворами, взяточниками, казнокрадами, им должен быть закрыт доступ в высшее общество! Так должно быть, но у нас все перевернуто наоборот. Взяточники, воры и жулики диктуют моду, считают себя элитой, высшим классом нашего общества. Для них дворянство начинается с миллиона долларов на счету. Может быть, их дети поймут, что богатство - это не вседозволенность, а ответственность", - надеется Даниил Гранин. Однако, похоже, надежды эти пока тщетны. Дети тех, кто "выбился в люди", тоже не хотят ударить в грязь лицом. Так, например, у московской "золотой молодежи" появилась новая мода: проверять на прочность безумно дорогие спортивные автомобили. В результате с перерывом в неделю в столице произошли две крупных аварии, виновниками которых стали "Феррари" и "Ламборджини". К счастью, обошлось без жертв, однако в каждой аварии сильно пострадали несколько машин и те, кто в них находились. Как это произошло? 18 апреля в час ночи двое молодых людей, 23-х и 17-ти лет, катаясь на «Lamborghini Murcielago», не справились с управлением, на скорости в 200 километров в час вылетели на полосу встречного движения и столкнулись с "Хондой Цивик". «Lamborghini» буквально снес правую часть "Хонды". Ее водителя-девушку спасли от смерти подушки безопасности. От удара у спортивной машины вырвало заднее колесо и глушитель. «Lamborghini» вылетел на тротуар, где ударился о бордюр, потом врезался в столб и перевернулся на левый бок. На оторвавшееся от него колесо налетел "Форд Мондео", который ехал следом. Препятствие вырвало из-под капота "Форда" бензопровод, машина вспыхнула. Ничего не видя перед собой из-за пламени, водитель стал прижиматься к обочине и врезался в припаркованное там такси. От удара у "Жигулей" загорелся топливный бак. Водители обеих машин, к счастью, успели выскочить. Водитель "Форда" получил сильные ожоги обеих рук, владелица "Хонды" госпитализирована с травмой головы, а водитель «Lamborghini» - с травмами живота и головы. "Форд" и "Жигули" сгорели. Владелица "Жигулей", подрабатывавшая частным извозом, в результате инцидента потеряла источник заработка. А спустя неделю, 25 апреля аналогичная авария произошла на Кутузовском проспекте. «Ferrari» тоже на скорости в 200 километров в час вылетел на встречную полосу, затем врезался в припаркованный "Ленд Ровер". От удара "Ленд Ровер" отбросило на 20 метров, и он, в свою очередь, протаранил еще два припаркованных автомобиля - «БМВ» и «Хонду». Пострадали только водитель и пассажир «Ferrari», т.к. в припаркованных авто людей не было. За рулем и на пассажирском сидении итальянского спорткара сидели 19-летние сыновья крупных топ-менеджеров одного из ведущих российских банков. Как отмечают эксперты, модель «Lamborghini Murcielago» стоит порядка 500 тыс. евро. В Москве шикарной иномаркой владеют около 50 человек. Цена «Ferrari» несколько меньше - 350 тыс. евро. На место аварии на Кутузовском сразу приехал родитель одного из ее виновников - на своем «Maseratti». На Ленинском проспекте, по некоторым сообщениям, на место аварии вскоре прибыл некто в автомобиле "Бентли". У водителей «Lamborghini» так и не нашли прав на управление автомобилем. Про водительские права у 19-летнего водителя «Ferrari» ничего не сообщается. 5. В России столкновение с роскошью смертельно опасно. Разрешенная скорость в черте города Москвы - 60 километров в час. В обоих случаях эта скорость была превышена на 140 километров в час. Очевидно, что людей "без башни", способных устраивать такие гонки на городских трассах, нельзя допускать за руль спортивного автомобиля. Прежде всего, об этом должны, конечно, подумать их родители - ведь ясно, что столь юные гонщики не своим трудом заработали на покупку шикарных авто. Однако богатых русских, похоже, не заботит не только мнение своих сограждан, но и то, останутся ли эти сограждане вообще живы при нечаянном столкновении с роскошью. Да и с чего бы им беспокоиться: ведь на их стороне если и не сам закон, то, по крайней мере, его служители. Заметьте, в обоих случаях ни слова не было сказано о том, что кто-то из виновников аварий был наказан. Конечно, материальные потери будут компенсированы. Однако это вряд ли вразумит лихачей, ведь средства на компенсацию также пойдут не из их кармана. Во всех этих историях важно другое. Это - не единичный случай, а закономерность. Как теперь модно говорить, тренд. Не дай Вам Бог попасть под этот тренд!
foto/www.nilsen.ru Источник kapital-rus.ru |