Если в компании не было сокращений персонала и урезания зарплат, она наверняка была вынуждена пойти на сокращение социального пакета. Эта мера выглядит более гуманной. Сотрудники разных компаний, а также сами страховщики рассказали Office LIfe, что поменялось в соцпакетах за 2009 год. Весной 2009 года в ЗАО "Страховая компания Алико" (бывшая AIG Life - прим. Office Life) провели исследование, чтобы выяснить, что поменялось на рынке корпоративного страхования. В опросе участвовали более 50 банков и инвестиционных компаний, так как финансовая отрасль - одна из наиболее сильно пострадавших от кризиса. И соцпакет сохранить, и сэкономить По словам вице-президента ЗАО "Страховая компания Алико" Александра Лазарева результаты оказались весьма любопытными: так, 70% международных и 31% российских банков планируют расширить социальные программы несмотря на сложную экономическую ситуацию - однако в их планы одновременно с этим входит уменьшение стоимости страховых услуг. Еще 20% международных и 25% российских банков планируют оставить страховку без изменений, опять-таки уменьшив при этом ее стоимость.
Подавляющее большинство договоров корпоративного страхования перезаключается на ежегодной основе. Безусловно, клиенты понимают, что страховщикам невыгодно терять существующий бизнес, поэтому разговор идет прямой: "Сколько вы на нас зарабатываете? 10%? Ну, кризис все же, все поджимаются. Снизьте свою маржу до 5%, зато не потеряете клиента". "Подобный переговорный процесс уже стал нормой, - говорит Лазарев, - поэтому варианты оптимизации страховых программ, которые были разработаны многими ведущими страховщиками в начале года, оказались практически невостребованными. Если говорить о результатах ЗАО "Страховая компания Алико", то за последние 6 месяцев подобными "антикризисными" предложениями воспользовались менее десяти компаний". В "Лукойле" урезали страховую премию, в "МегаФоне" все в порядке Сотрудники разных компаний, опрошенные Office Life, в своем большинстве подтверждают тот факт, что соцпакеты за последний год существенно сократились. Так, в "Лукойл-информе" ввели ограничение по страховому взносу - до 20 тысяч рублей. Все, что сверх этого, оплачивает сам сотрудник. "Еще протезирование зубов запрещено страховкой, - говорит Ольга (имя изменено - прим. Office Life) - детей и родственников не страхуют. Но так и до кризиса было". Интересная ситуация в "Росгосстрахе": там сотрудникам предложили самим купить страховку, но по корпоративному тарифу. "В результате я подумала и купила страховку, - говорит Евгения (имя изменено - прим. Office LIfe). - Единственное, у нас тут много отделов и департаментов. Может быть, это коснулось не всех сотрудников". Сотрудника издательского дома Валентину (имя изменено - прим. Office LIfe) особенно расстроило, что из страховки убрали стоматологию. Также страховкой раньше оплачивался больничный, теперь - все по закону. К тому же, прекратились все социальные выплаты. В "Мегафоне", наоборот, ничего не изменилось: пакет страховых услуг остался прежним, по некоторым филиалам даже были улучшения. Насколько сократится рынок корпоративного страхования в 2009 г. "Если говорить про страховую премию, в среднем рынок сократится по итогам года на 15-20%", - считает Александр Лазарев. Заместитель директора Центра методологии и контроля медицинского страхования компании "РОСНО" Нина Егоркина называет цифру в 15%, при этом прогнозируя, что в 2010 г. рынок подрастет на 10-12%. Тенденции: расходы компаний снижаются, медобслуживание дорожает "В настоящий момент на рынке добровольного медицинского страхования (ДМС) наблюдаются следующие тенденции, - говорит Егоркина. - Снижаются расходы на медицинское страхование из-за падения доходов компаний и граждан; снижается ценность соцпакета для работодателя за счет роста числа соискателей; растет стоимость медицинских услуг вследствие удорожания импорта; растет активность пользования страховками из-за неопределенности их сохранения работодателем в будущем периоде". У исполнительного вице-президента группы "Ренессанс страхование" Сирмы Готовац несколько другое видение ситуации. "Роль соцпакета изменилась, и теперь он формируется не исходя из принципа конкурентоспособности на рынке труда, а из реальных целей работодателя, - рассказала она Office LIfe. - Теперь первоочередной задачей работодателей является не то, как привлечь сотрудников, а то, как сделать более эффективной работу тех, кто остался после сокращений. Страхование же, как инструмент кадровой политики, не потерял свою актуальность, и оттока клиентов мы не видим". Как компании сокращают соцпакет По данным "Ренессанс страхования", все компании продлили договоры ДМС, однако общий объем сборов в этом году ниже на 20%. Это происходит потому, говорит Готовац, что компании оптимизируют соцпакеты. Иными словами - сокращают их, но не отказываются. Как пример Сирма приводит финансовый холдинг, который сэкономил в 2009 году 50%, пересмотрев свою программу ДМС.
Сборы упали на 41% "По данным департамента стратегии и маркетинга ОСАО "Ингосстрах", сбор премий в сегменте корпоративного страхования жизни сократился на 41%", - рассказала Office Life начальник отдела по работе с финансовыми институтами страховой компании "Ингосстрах-Жизнь" Юлия Алехина. По ее словам, компании сокращают свои социальные пакеты за счет урезания тех частей, которые не являются стандартными. Например, за счет страхования членов семьи. Крупных работодателей это не коснулось Однако Алехина согласна с Александром Лазаревым в части того, что это не касается крупных работодателей. "По нашим наблюдениям, - говорит она, - кризисные явления не оказали значительного влияния на их социальную ответственность перед своими сотрудниками. Даже сокращая часть персонала, большие компании чаще всего сохраняют существовавшие до этого социальные пакеты. Оптимизация расходов может обеспечиваться за счет смены страховщика в пользу того, который предлагает более низкие тарифы, а также за счет перехода на более бюджетные варианты ДМС. При этом компании могут и расширять социальные пакеты топ-менеджмента, тем самым удерживая ценные кадры". Елена Рыкова foto/www.uatourist.com Источник rb.ru |