Глобальный финансовый кризис поставил людей в ситуацию, когда они чувствуют себя незащищенными. Россия в этом рейтинге занимает первое место - 36% респондентов из России признались нам в этом. За ней следует Венгрия (27%), Болгария (25%), Турция (25%) и Украина (22%). Наиболее защищенными чувствуют себя жители Саудовской Аравии - только 4% респондентов сказали об этом. Что касается оценки личной финансовой ситуации, в России верят в ее улучшение 39% респондентов, по сравнению с 62% в Саудовской Аравии и 19% в Греции, где экономика сейчас переживает не самые лучшие времена.
Компания Synovate опросила 13,000 пользователей банков и оценила 29 международных и 21 локальный банк в 13 странах региона CEEME. Выборка в России в данном синдикативном исследовании составила 1000 респондентов. Результаты исследования также показали, что за финансовыми советами люди предпочитают обращаться к семье (39,3%) и друзьям (17,4%). В банки обращаются 22,5% российских респондентов, а к независимым консультантам - всего лишь 5%. Дело в том, что за последние 15 лет доверие к финансовым институтами было подорвано кризисами. По словам директора по маркетингу Synovate Марии Вакатовой, "Брендинг в банковской сфере в России еще только зарождается, и банкам предстоит пройти долгий путь, чтобы завоевать доверие своих клиентов, выстраивая долгосрочные доверительные отношения. К тому же за консультационные услуги в российских банках приходится платить." Две трети россиян объясняют причины кризиса отсутствием законодательства, регулирующего деятельность банков и должного контроля со стороны правительства в развитых странах. Только половина россиян объясняет кризис "жадностью" западных финансовых институтов.
Что касается лояльности банковскому сектору в целом, в России она достаточно высока (78%). Россия уступает только Саудовской Аравии (81.6%) и Эмиратам (81.2%). Компания Synovate рассчитала также рейтинг "приверженности/высокой степени лояльности" респондентов своим банкам (максимально лояльной группы людей по модели лояльности Synovate). В России таких людей оказалось 54%. Самый высокий рейтинг зафиксирован в Саудовской Аравии (59%), за ними следуют Эмираты (58%).
В России такой достаточно высокий рейтинг доверия банковскому сектору объясняется беспрецедентной поддержкой правительства, замедлившей распространение кризиса в финансовой системе. Что касается лояльности банков, на первом месте - Райффейзен банк. По словам Вакатовой, Райффейзен банк имеет репутацию надежного международного банка, на российском рынке находится с 1996 года. У банка - грамотная маркетинговая стратегия продвижения и выработаны стандарты обслуживания с учетом специфики российского рынка. К тому же, после покупки Импекс банка и интегрирования его в свою структуру, Райффейзен значительно увеличил свою долю на рынке." Второе место занял Сбербанк, который имеет индекс лояльности 80.3. При этом Сбербанк фактически является лидером рынка и имеет самое большое число клиентов. Следует отметить, что часть клиентов Сбербанка - его "заложники". В идеальных условиях, если каждый человек обращался бы только в тот банк, который хочет, доля рынка Сбербанка составила бы 40.8%. Фактически же услугами этого банка пользуются намного больше людей.
На третьем месте по лояльности Альфа банк. Индекс лояльности Synovate рассчитывался на основе ответов респондентов, проживающих в городах-миллионниках, по ключевым параметрам модели лояльности Synovate: текущий клиент каждого конкретного банка должен был ответить на четыре вопроса: будет ли рекомендовать другим; увеличивать с ним объема бизнеса; выбирать новые продукты, даже если есть альтернатива у конкурента и продолжать пользоваться в дальнейшем. Выборка в данном синдикативном исследовании составила 1000 респондентов. Драйверы лояльности определялись на основании анализа оценки (по 7- балльной шкале) атрибутов (эмоциональных и рациональных) В России, в отличие от других стран, где основными драйверами являются ставки и тарифы, самым важным из рацональных составляющих являются обширная сеть банкоматов (удобство доступа). Из эмоциональных - имиджевые параметры - репутация надежного и стабильного банка. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в практически во всех странах региона, включая Россию, банки не делают ставку на эмоциональную составляющую, которая в банковской сфере является не менее значимой, чем рациональная, и позволяет банкам сохранить отношения с клиентами даже в сложные времена.
Клиентоориентированные банки должны сосредоточиться на брендинге, развивая его через персонал, продукты и обслуживание. Они должны обеспечить каждому клиенту позитивный и последовательный клиентский опыт, делая акцент на эмоциональной связи с банком. foto/www.ua-banks.org.ua Источник sostav.ru |