Почти четверть сотрудников предприятий российского автопрома лишились своей работы. Средняя заработная плата тех, кому удалось сохранить свое место, сократилась почти на треть. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные "АСМ-Холдингом". Эксперты ожидают осенью новой волны увольнений в автопроме. Согласно информации "АСМ-Холдинга", в мае 2009 году численность сотрудников на предприятиях российского автопрома сократилась на 22% по сравнению с данными за май 2008 года: всего 315,1 тыс. против 384,6 тыс. человек. Таким образом, за год работы лишились почти 70 тыс. человек, то есть каждый пятый сотрудник в автопроме. С января по июль 2009 года в автопроме и сельхозмашиностроении был уволен 44 801 сотрудник, приводят данные RB.ru в профсоюзе работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ (Профсоюз АСМ РФ). "Под угрозой увольнений находятся 51 622 работника по информации на конец июля", - говорит RB.ru заместитель председателя профсоюза АСМ Виктор Горенков. Впереди автопром ждет "достаточно сложная осень, на которую намечена очередная волна сокращений", считают так же в "Автостате". Основная доля сокращений приходится на традиционные российские автозаводы, однако надо учитывать, что и общая численность персонала на них существенно выше, чем на автосборочных предприятиях иностранных производителей, добавляет Горенков. "Причем, ситуация на "АвтоВАЗе" сейчас не самая худшая, наиболее тяжелое положение с возможными сокращениями наблюдается на предприятиях группы "ГАЗ", - говорит RB.ru Виктор Горенков. Только за первое полугодие на нижегородских предприятиях группы "ГАЗ", по его данным, уволено 15 тыс. человек, а до конца года ожидается сокращение еще порядка 10 тыс. человек. На "КамАЗе" в этом году было уволено порядка 1600 человек, но прямых угроз массовых увольнений пока нет, говорит Горенков. Зарплаты Формально перед "АвтоВАЗом" проблема увольнений сейчас не стоит: здесь еще не было сокращений и не планируется, по официальным заявлениям руководства. Однако руководство тольяттинского автогиганта может ввести на шесть месяцев с сентября этого года сокращенный режим работы в одну смену. "Фактически ползавода не будет работать", - говорит Горенков. Причем, труд будет оплачиваться по фактической работе. В итоге заработная плана рабочих сократится вдвое: вместо 16 тыс. рублей, которые в среднем получают рабочие "АвтоВАЗа" при нормальном графике работы, им придется учиться жить на 6-8 тыс. рублей в месяц. Те, кому повезло сохранить свое рабочее место в кризис, приходится мириться с урезанными заработками. В целом средняя зарплата на предприятиях автопрома и сельхозпрома за полгода снизилась на 23,8%, приводят данные в профсоюзе АСМ. По данным "АСМ-Холдниг", средняя заработная плата работника в автопроме в мае 2009 году стала равняться 12 884 рублям, что на 28% меньше уровня зарплаты в мае 2008 года - 16 339 рублей. Причем, средний уровень зарплат в автопроме стал существенно ниже среднего уровня оплаты в целом по России, отмечает Горенков, со ссылкой на официальные данные Росстата. На май 2009 года средняя зарплата сотрудника автопредприятия - в 12 884 рубля - оказалась на 30% ниже среднего уровня зарплат по России, который составил 18 190 рублей. Уровень оплаты рабочих в автопроме продолжит наращивать отставание от общероссийских показателей, прогнозирует эксперт. В первую очередь за счет урезания рабочего графика и зарплат на "АвтоВАЗе", а соответственно, и на предприятиях поставщиков комплектующих завода, добавляет Горенков. Резкое падение производства Столь тяжелая ситуация с численностью персонала и зарплатой в автопроме связана в первую очередь со снижением спроса на автомобили в кризис. Продажи легковых автомобилей в России упали почти вдвое за первые шесть месяцев (данные AEB). Объем производства автомобильной техники в первом полугодие сократился в 2,6 раза до 340 тысяч машин (данные "АСМ-Холдинг"). Так, "АвтоВАЗ" произвел за 6 месяцев 2009 г. 139 404 автомобилей против 384 491 в 2008 г. "Ульяновский автомобильный завод" собрал 4 661 машины (в 2008 г. - 15 314 единиц), "Ижавто" - 9 797 штук (в 2008 г. - 31 775 единиц), группа компаний "Автотор" - 29 771 штук (в 2008 г. - 55 445 единиц). Темпы выпуска легковых автомобилей зарубежных брендов в России оказались более высокими, тем не менее, они составили только 46,6% к сопоставимому периоду прошлого года, посчитали в "АСМ-Холдинге". В августе в связи с остановкой ряда ведущих предприятий автопрома ожидается падение производства в 5-10 раз, прогнозируют в "Автостате". Социальная напряженность Массовые увольнения и снижение заработка могут вызвать социальную напряженность в автопроме. Уже прошли митинги в Нижнем Новгороде и Тольятти. Профсоюз работников "АвтоВАЗа" "Единство" на прошедшей 6 августе акции протеста предупредил о возможности более активных выступлений в октябре, когда работники завода получат сокращенные зарплаты. Правда, Виктор Горенков считает, что социальную напряженность могут сгладить принимаемые областными правительствами меры. В частности, он напоминает, что Самарская область выделяет миллиард рублей на организацию общественных работ для сотрудников "АвтоВАЗа". Кроме того, профсоюз завода направил письмо банкам об изменении условий кредитов (ипотечных, потребительских и прочее) для сотрудников волжского автогиганта. Нижегородский регион также обещал помочь с переобучением и поиском работы для уволенных сотрудников предприятий группы "ГАЗ". Ольга Самофалова foto/www.avto-galaxy.ru Источник rb.ru |