Кризис сделал российских туристов более самостоятельными в выборе и организации своего отдыха, как за границей, так и внутри страны. Но степень "туристической самостоятельности" россиян измерить оказалось не так-то просто: результаты измерений у двух исследовательских компаний - "Ромир" и Profi Online Research - радикально отличаются. Лишь 13% россиян, отправляясь за границу, планируют и организовывают свой отдых сами, утверждается в исследовании компании Profi Online Research, опросившей 1200 человек в крупных городах России. О том, чтобы самостоятельно организовывать свои путешествия, подумывает более трети опрошенных (40%), а представители одной пятой части наших туристов, с одной стороны, и хотели бы, да не уверены в том, что у них получится организовать свою поездку самостоятельно. Не вселяет в них уверенность даже наличие возможности самостоятельно покупать билеты и бронировать отели, что может удешевить стоимость отдыха. Около трети (28%) опрошенных Profi Online Research указали, что будут продолжать пользоваться услугами посредников. "Видимо, такой параметр как "удобство" играет в их выборе решающую роль, - пишут авторы исследования. - Людям не хочется заниматься "нервоёмкой" и отнимающей много времени бумажной волокитой по оформлению визы, а также поиском и заказом билетов, бронированием отелей, приобретением страховки и др." Такие "неуверенные" результаты опроса решительно отличаются от данных, полученных исследовательским холдингом "Ромир", опросившего чуть более 2 тыс. человек. Из опроса этой компании выходит, что ни много ни мало три четверти (71%) наших сограждан, по их утверждениям, уже обходятся исключительно собственными силами при организации отдыха. А к помощи турагентств прибегают лишь четверть путешествующих россиян (23%). Неуловимые "дикари" Ирина Тюрина, пресс-секретарь "Российского союза туриндустрии", затруднилась объяснить RB.ru причины такого разительного расхождения в результатах опроса. По ее словам, это может зависеть от методики опросов, аудитории и других факторов. "За рубеж из России ежегодно выезжает около 11,3 млн туристов, поэтому опрос 2 тыс. человек не может быть репрезентативным", - утверждает Тюрина. Точно выяснить, какой процент российских туристов можно назвать "дикарями" практически невозможно, говорит пресс-секретарь РСТ - для этого, по ее словам, нужно было бы или провести всероссийский опрос населения, или, если задаться целью выяснить процент "дикарей", выезжающих за границу, попросить пограничников собирать эти данные на таможне. Ирина Тюрина напоминает, что примерно 60% россиян вообще никуда не ездят. Границу пересекают всего 4-5% россиян в год, а учитывая, что некоторые делают это не раз за сезон, получается, что фактически таких людей не больше 3-4%. Сколько из них ездит самостоятельно, неизвестно. Рынок "дичает" С кризисом количество "туристов-дикарей" действительно выросло, соглашается Тюрина. Однако оценить, насколько именно, - опять-таки непросто. Есть лишь косвенные данные: к примеру, в среднем у операторов снижение спроса по рынку сегодня составляет 30% по сравнению с прошлым годом. Но трудно понять, многие ли из них не поехали отдыхать вообще и сколько выбрали самостоятельный отдых. Есть и другие признаки "одичания" рынка. "Сегодня резко выросло количество санаториев и пансионатов в России, которые предпочитают рекламироваться самостоятельно, а не через турфирмы, пытаясь привлечь внимание прямого потребителя, - рассказывает Тюрина. - Поэтому есть ощущение, что все больше не очень состоятельных граждан едут сами. Но многие из них обращаются в частный сектор, который гибко реагирует на падающий спрос, снижая цены". Экономия невелика? При этом экономия на услугах турфирм, по словам пресс-секретаря РСТ, невелика, особенно если условно оценивать ее по такому показателю, как рентабельность туроператорской деятельности, которая на самых популярных направления составляет всего около 2-4% от оборота. А сегодня, когда в условиях низкого спроса туроператоры берут на себя оплату виз, делают скидки и нередко "дарят" экскурсии, экономия на услугах должна быть и того меньше, отмечает эксперт. Портрет "дикаря" Стать "дикарем" достаточно просто, именно поэтому эта категория туристов не поддается учету. "Если ты любишь путешествовать самостоятельно, умеешь сам себе организовывать туры, знаешь иностранный язык, у тебя есть кредитная карточка, ты точно знаешь, что ты хочешь от поездки, имеешь опыт в заказе трансферта и готов стоять в очередях в консульство или визовый центр, то - вперед, ты уже самостоятельный турист", - отмечает Ирина Тюрина. Холдинг "Ромир" попытался выяснить, какие еще качества отличают людей, которые покупают путевки от тех, кто предпочитает путешествовать самостоятельно. Доля тех, кто прибегает к помощи турагентств, растет пропорционально доходу респондентов, отмечается в исследовании. Если среди низкодоходной категории граждан лишь 10% идут покупать туры, то в группе людей с доходом выше среднего, уже каждый третий (35%) обращается за помощью по организации отдыха в агентство. Среди женщин доля тех, кто покупает путевки в турагентствах, выше, чем среди мужчин (29% и 17% соответственно), выявил опрос. Гораздо чаще обращаются в турагентства и представители высокодоходной группы населения. Треть (35%) граждан с достатком выше среднего предпочитают организовывать свой отдых с помощью специалистов. Илья Зиненко foto/www.beach-backgrounds.com Источник rb.ru |