Россияне все чаще просят при болезнях лекарство подешевле. Согласно данным исследований MEDI-Q «Мнение практикующих врачей», PHARMA-Q «Мнение провизоров/фармацевтов» и TGI-Russia «Российский индекс целевых групп», проведенных компанией «Комкон-Фарма», с такими просьбами теперь сталкиваются почти 80% сотрудников аптек и 65% врачей. Естественно, доктора и аптекари не остаются безучастными к этим просьбам и нередко сами предлагают лекарства подешевле. «Почти каждый второй врач (48% опрошенных) стал чаще назначать более дешевые аналоги по собственной инициативе, в то время как доля фармацевтов, рекомендующих более дешевые препараты без просьбы покупателя, составляет лишь 20%», — отмечают авторы исследования. Исследование также выявило города, где на приеме у врача наиболее часто просят более дешевый аналог препарата. «Сюда относятся Саратов, Челябинск, Волгоград и Рязань. В этих городах отметили рост числа подобных обращений пациентов 78% врачей, что превосходит среднюю величину по всем городам (65%) на 13%. И даже в Москве, замыкающей рейтинг из 22 городов, несмотря на более благоприятную ситуацию по сравнению с регионами, таких врачей больше 50%», — утверждают аналитики «Комкон-Фарма». Обращает на себя внимание, что этот список в значительной части совпадает со списком регионов, где цены на российские лекарственные средства показали наибольший рост с начала года. Так, отечественные препараты в Рязанской области подорожали на 48%, в Саратовской — на 37%, в Красноярском крае — на 30%, согласно данным, приведенным главой российского Минздрава Татьяной Голиковой на встрече с президентом Дмитрием Медведевым в конце июня этого года. Стремление потребителей лечиться более дешевыми препаратами конкурирует с их нежеланием вообще лечиться с помощью лекарственных средств. «В мае фармрынок упал на 16% по сравнению с маем прошлого года по числу проданных упаковок. Покупатели начали экономить на лекарствах, хотя в течение всего первого квартала такого не было», — сообщил BFM.ru генеральный директор агентства DSM Group Александр Кузин. По мнению эксперта, рекомендации врачей имеют незначительное влияние на реальный спрос со стороны потребителей. «Лишь небольшая часть клиентов аптек перед покупкой идет за рекомендацией к врачу. Провизоры же, рекомендуя более дешевые препараты, по сути, начинают экономить деньги за своих клиентов, чтобы их не «отпугнуть», хотя это делать совершенно необязательно», — говорит Александр Кузин. Между тем, по оценкам «Комкона», почти половина покупателей (47,2% в 1 квартале 2009 года) готова отказаться от препарата, если посчитают его цену неприемлемой. Всего на долю дешевых лекарств (до 50 рублей за упаковку) приходится 15% российского рынка. Препараты стоимостью от 50 до 150 рублей занимают около 28%, по данным DSM Group. При этом лекарства с ценой до 500 рублей за упаковку дорожают самыми быстрыми темпами: по данным Росздравнадзора, рост стоимости лекарств в этой ценовой группе составил около 20,72%, препараты дороже 500 рублей подорожали за первое полугодие всего на 5,1%. Стремление покупателей экономить на лекарствах уже сказалось на российских аптечных сетях. По данным Давида Мелик-Гусейнова, директора маркетинговых исследований компании «Фармэксперт», практически все коммерческие аптечные сети были вынуждены сокращать бизнес: «В некоторых сетях было закрыто до 20% всех торговых точек. Потребители не столько переходят на дешевые лекарства, сколько переходят на несетевые аптеки, где те же препараты стоят дешевле. Особенно это заметно в крупных городах. Таким образом, несетевые и муниципальные аптеки наращивают свою долю, тогда как сетевики теряют ее». Так, крупнейший российский фармацевтический ритейлер «Аптечная сеть 36,6», располагающий 1084 аптеками, за первый квартал этого года закрыл 50 аптек и открыл семь — «ни одна аптека не была ребрендирована или реформирована». А сеть аптек «Ригла» в течение нынешнего года планирует закрыть 20-30 нерентабельных аптек из имеющихся 585. Наталья Ищенко foto/www.prosto.lutsk.ua Источник bfm.ru |