Снижение продаж автомобилей заставляет дилеров экономить. Большинство замораживают строительство новых автоцентров, многие сокращают рекламные бюджеты, некоторые экономят на персонале С июня продажи новых иномарок, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), не растут: в июне продано 202 309 автомобилей, а вслед за традиционным летним снижением оживления не произошло — в октябре было продано 169 115 машин. Большинство региональных дилеров готовятся к тяжелым временам. «В первой половине 2009 г. будет открыто несколько крупных дилерских центров, но это завершение проектов, начатых до кризиса, — говорит главный исполнительный директор розничного направления “Рольфа” Вардан Даштоян. — А потом года на полтора о новых автоцентрах в России можно будет забыть». «Рольф», по его словам, новые стройки начинать не будет. О замораживании новых проектов «Ведомостям» за последний месяц рассказывали топ-менеджеры и представители «Автомира», «Рольфа», Incom-Auto, «Атлант-М», «Автоспеццентра» и др. «Все в руках банкиров: будут кредиты — будут и инвестпрограммы», — говорит директор по развитию бизнеса ростовской группы «Гедон» Александр Кубасов (планирует строительство 14 постоянных дилерских центров на юге, 70% финансирования должны составить кредиты). «Очень хотелось бы снизить издержки на 20-25%, но <...> реально получится на 10-12%», — говорит президент самарского холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин. Кроме развития дилеры экономят и на маркетинге. По данным TNS, в сентябре автомобильная реклама составляла 4,7% от всего рекламного рынка. «Бюджеты на рекламу будут урезаны пропорционально сокращению объемов продаж. По минимуму закладываем расходы на рекламные мероприятия, полиграфическую продукцию», — рассказывает управляющий директор «Автоспеццентра» Юрий Слепцов. Реклама — одна из главных статей сокращения издержек, говорит гендиректор компании «Нижегородец» Сергей Лимонников. «Нижегородец» собирается сократить бюджет в полтора раза. «Атлант-М», по словам директора по внешним коммуникациям Елизаветы Капраловой, остановил имиджевую рекламную кампанию и «направляет ресурсы на стимулирование сбыта и поддержку дилерских центров». Часть дилеров готовы начать экономить на персонале. «На январь 2009 г. мы заказали на заводах на 10% меньше машин, чем в январе 2008-го. В этом случае можно либо сократить 10% персонала либо снизить зарплату на 10% всем. Мы пойдем по компромиссному пути: возможно, сократим 5% персонала и на 5% снизим зарплату», — рассказывает директор по продажам петербургского «Аларм моторс» Михаил Шевельков. «Нижегородец» готовится перераспределить уже существующих сотрудников — например, перевести часть в новый комплекс дилерских центров, который открывается в январе 2009 г., говорит Лимонников. «Автоспеццентр» прекратил прием новых сотрудников, за исключением специалистов по сервису, говорит Слепцов: «Пересматриваем штатное расписание всех подразделений. Некоторым продавцам предложили перейти в call-центр, где была нехватка». «Сейчас самое время для обновления и расширения кадрового состава, — радуется Яркин из “Автотрейда”. — Есть шанс принять на работу квалифицированных специалистов, которые ранее были недоступны». Производители обещают дилерам помощь. «Мы увеличили отсрочки платежа и уменьшили штрафы за неразмещение рекламы в нужном объеме, — говорит представитель одного из автоконцернов. — Насколько я знаю, так поступают многие». Toyota, рассказывает представитель компании Татьяна Русакова, старается не заставлять дилеров выкупать весь заказанный склад машин, а «Тойота банк», по словам президента Олафа Найтцша, расширяет масштабы финансирования поставок машин для дилеров. Renault, по словам представителя компании Оксаны Назаровой, планировала выйти в города с населением 100 000-300 000 человек через субдилеров, но теперь не будет настаивать на участии дилеров в этой программе. В подготовке статьи участвовали Иван Голунов, Евгения Морозова, Екатерина Назарова, Елена Домброва, Ирина Скрынник Источник vedomosti.ru |