МАГАЗИНЫ ГОТОВОГО БИЗНЕСА
Есть конторы, где можно одним махом купить киоск или парикмахерскую. Называются они «магазины готового бизнеса». Похоже, с началом кризиса наступил их звездный час. Работы невпроворот.
- Сейчас многие продают свой бизнес, - говорит брокер компании «Скания Инвест» Даниил ОРЕХОВ. - Предприниматели избавляются от мелочевки. А кому-то нужна наличка для привычного существования. Недавно у нас женщина продала ларек цветов за 1 млн. 200 тыс. рублей и купила себе путевку в Индонезию за 600 тысяч рублей. Говорит, привыкла встречать там Новый год. Но на этот раз прижало - пришлось пожертвовать одной точкой.
Но и желающих купить бизнес хватает.
- Сейчас люди не знают, как сохранить свои деньги, - говорит генеральный директор компании «Банк готового бизнеса» Дмитрий Шишкин. - В принципе можно просто положить сумму в банк, но народ напуган кризисом 1998-го. Вкладывать наличку в акции рискованно: фондовый рынок лихорадит. На рынке недвижимости - затишье: не ясно, что будет с ценами. Вот люди и покупают собственное дело. В среднем товарооборот у нас увеличился процентов на сорок. Но в основном продается всякая мелочевка - товар по цене от полутора до трех миллионов рублей. Это продуктовые магазинчики, аптеки, парковки.
КОЛЛЕКТОРСКИЕ АГЕНТСТВА
Это фирмы, которые вышибают деньги у тех, кто задолжал банку.
- Банки собирают пакет должников, - объясняет заместитель генерального директора коллекторского агентства «АКМ» Александр ЩЕРБАКОВ. - И устраивают тендер - кто дороже купит чужие долги. Это в среднем 10 процентов от суммы пакета, а то, что удастся вытрясти с человека, уже принадлежит коллектору. Раньше нам отдавали только безнадежных должников, которые не платят годами. А теперь долги «помолодели». Человек на месяц просрочил выплату кредита - а банк уже его продает. Работы стало на порядок больше!
Дело в том, что, выдавая кредит, банк обязан заморозить на своем счету определенную сумму, примерно в размере 10 - 50% от выданного. Это что-то вроде гарантии, что в случае неуплаты кредита финансовое состояние банка не покачнется. Раньше банки могли терпеливо ждать, пока должник одумается. Но теперь им нужна наличка. Чтобы воспользоваться «страховочным запасом», нужно избавиться от долга.
ТОРГОВЦЫ УЛИЧНОЙ ЕДОЙ
Офисные работники, обедавшие раньше в ресторанах, перешли на гамбургеры и салаты в пластиковой упаковке.
- На уличных точках выручка поднялась процентов на 15, - отмечает директор по маркетингу компании «Крошка-картошка» Михаил КУДРЯВЦЕВ. - И мы ждем дальнейшего увеличения спроса. Моя знакомая недавно вернулась из Штатов. Говорит, там очереди за хот-догами тянутся на квартал!
Вообще экономический кризис - это золотое время street fuda - уличной еды. Именно уличной, ведь некоторые ресторанчики фаст-фуда, наоборот, опустели. Дело в том, что они в основном находятся в крупных торговых центрах, а туда москвичи теперь заглядывают реже.
КИНОТЕАТРЫ
Осень выдалась прибыльной и для российского кинопроката. Началось все с выхода фильма «Адмиралъ»: историческая лента о Колчаке собрала в первый уик-энд почти 15 млн. долларов.
- Эти цифры очень неожиданны, - удивляются в сети кинотеатров «Каро-фильм». - Ведь обычно основную кассу делают фильмы, выходящие летом и в новогодние каникулы.
Следом за «Адмиралом» всех потряс американский мультфильм «Мадагаскар-2», всего за неделю собравший 30 млн. долларов.
- В кино люди снимают стресс, - говорит психолог Центра психологической реабилитации Lifestyle Анна ФИЛАТОВА. - Когда каждый день отовсюду слышится слово «кризис», самая нормальная реакция - отгородиться от негатива. А кино - хороший способ уйти от реальных трудностей. Во времена Великой депрессии в США, например, народ толпами валил на киномюзиклы, и на полтора часа люди забывали обо всех проблемах.
А ЕЩЕ:
Аудиторы.
Компании сейчас активно пользуются их услугами: необходимо просчитать бюджет, чтобы найти резервные средства.
Организаторы семинаров.
Появилась куча «антикризисных» курсов. За плату можно посетить семинары «Как пережить кризис и заработать», «Как сохранить рабочее место во время сокращений» и т. д.
Гадалки и экстрасенсы.
Народу не терпится выяснить, «как оно там будет».
Юристы.
Среди тех, кого уволили или сократили, немало недовольных. Люди обращаются к юристам, чтобы отстоять свои права.
Продавцы фальшивых справок.
Многие москвички решили застраховать себя от увольнения, обзаведясь липовой справкой о беременности.
КОМПЕТЕНТНО
Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер:
«Это стимулирует бизнес!»
- По окончании кризиса расклад «популярный - непопулярный бизнес» или «рентабельный - нерентабельный» будет точно таким же, как и до начала. Все вернется на круги своя, вот только с дистанции сойдут неудачники и аферисты. А сильные компании выйдут на новый уровень развития.
Во-первых, избавятся от балласта в виде лишних сотрудников. Во-вторых, начнут внедрять новые технологии, повышающие производительность труда. Такое уже было в Америке. В 70-е годы на фоне общей нестабильности компании тратили последние деньги на внедрение новых разработок (раньше траты на них они считали нецелесообразными). В итоге они не только удержались на рынке, но и расширили дело. Так что кризис имеет свои плюсы: он стимулирует экономику
http://ditaz.org