Дна падения в России индекс потребительского доверия, рассчитываемый Nielsen, достиг в марте-апреле 2009 года. Затем последовал выход из зоны глубокого уныния. Ключевые индикаторы индекса - оценка потребителями состояния собственных финансов, перспектив своего трудоустройства, а также готовности тратить свободные средства - во второй половине 2009 года начали медленно восстанавливаться. В декабре 2009 года Nielsen FMCG Index вырос на один пункт по сравнению с октябрем 2009 года и составил 86 пунктов. Однако медленный рост покупательского оптимизма в России еще не транслировался в реальный рост продаж потребительских товаров, отмечается в исследовании компании Nielsen. Согласно ритейл-аудиту Nielsen, в 2009 году общий объем продаж упакованных товаров повседневного спроса снизился более чем на 4% в натуральном выражении. В денежном выражении рынок вырос на 10,6%. По сравнению с 2008 годом темпы роста российского FMCG-рынка снизились более чем в два раза. Снижение объема продаж наблюдается во всех аудируемых компанией категориях FCMG (упакованные продукты питания, напитки, средства персонального ухода, бытовая химия, корма для животных, сигареты). Наибольший спад потребительской активности пришелся на июль-ноябрь 2009 года, когда совокупные продажи FMСG-категорий в России снизились на 8,7% в натуральном выражении, а рост в стоимостном выражении составил 5%. Причина падения продаж - россияне стали еще более экономными. Если раньше они предпочитали покупать более дешевые товары, то теперь россияне настроены более решительно: они сокращают расходы или вовсе отказываются от покупки, поясняет Дуайт Уотсон, генеральный директор компании "Nielsen Россия". "Во второй половине 2009 года в полной мере проявились новые покупательские привычки россиян, которые помогли им адаптироваться к трудным временам: отказ или сокращение покупок товаров для удовольствия, фокус на базовых продуктах, одновременно сокращение объема покупок, переключение на более дешевые бренды продуктов питания", - отмечает эксперт. Опасения рецессии по-прежнему сильны Для восстановления потребительского рынка критически важно, чтобы уровень потребительского доверия в России продолжал расти. И как только этот рост станет более устойчивым, начнется восстановление покупательской активности на FMCG-рынке, надеется Уотсон. Предпосылок для существенного роста потребительской уверенности в России, как и во всем мире, пока нет, свидетельствуют данные Росстата. В IV квартале 2009 г. индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении вырос на 3 п.п., достигнув значения "-7%". Улучшения своего материального положения в течение следующих 12-ти месяцев ожидают 13% опрошенных против 11% в III квартале. Его ухудшение прогнозирует 21% респондентов (23% в III квартале). Как и в предыдущем квартале, более половины (52%) опрошенных считают, что их материальное положение в течение следующих 12-ти месяцев не изменится. Мода на скупость Несмотря на то, что потребительское доверие зависит от макроэкономических показателей, даже экономический рост не гарантирует увеличение продаж, отмечают в Nielsen. За время кризиса в сознании людей произошла переоценка ценностей в сторону большей практичности, рассказала RB.ru менеджер по маркетингу и коммуникациям Nielsen Наталья Игнатьева. Теперь люди не боятся показаться скупыми оттого, что экономят, добавила она. Даже если экономические условия улучшатся, люди все равно не будут тратить так, как они тратили до кризиса. При ответе на вопрос: "Когда улучшатся экономические условия, что из того, что вы стали делать, чтобы сэкономить семейный бюджет сегодня, вы продолжите делать и потом?" россияне ответили, что будут меньше тратить на развлечения вне дома (25%), посещение кафе и ресторанов (21%). 22% респондентов заявили, что ни в чем не будут себе отказывать, а 20% сказали, что изберут другие, не указанные в списке ответов, формы экономии. Как бы то ни было, наши сограждане все-таки будут экономить меньше, чем жители других стран. Только 7% опрошенных в ходе глобального исследования Nielsen заявили, что не будут экономить ни на чем, когда их материальное положение улучшится. 39% иностранных респондентов сообщили, что по-прежнему будут экономить на коммунальных услугах, 23% - на посещениях предприятий общепита, 22% - на новой одежде (в России таковых набралось только 14%) и 21% - на развлечениях вне дома. Данара Чурюмова foto/www.freshome.com Источник rb.ru |