Специалисты исследовательской компании IMS Health в одном из недавних исследований заметили, что рынок рецептурных антидепрессантов, который с конца 2007 года вырос только на 1,3%, в декабре 2008 года начал показывать стремительный рост. Исследователи просмотрели три группы лекарств: снотворные (от бессонницы), успокоительные (от тревожного состояния и излишней нервозности) и антидепрессанты. Для наглядности взяли самые популярные лекарства в США: Xanax, Prozac, Ambien. Выяснилось, что продажи Xanax выросли на 14,8%, нежно любимого американцами Prozac — на 13,5%, но самый серьезный рост показал препарат против бессонницы Ambien — 36,7%. До наступления экономического кризиса антидепрессанты в США тоже пользовались популярностью. В недавнем прошлом в одном американском правительственном исследовании говорилось о том, что препараты, применяемые в борьбе с депрессией, стали наиболее потребляемыми в США рецептурными лекарствами. А по данным Центра по контролю и профилактике заболеваний, врачи выписывают антидепрессанты чаще, чем препараты против астмы, повышенного артериального давления и повышенного уровня холестерина. В России же картина иная. Российский рынок антидепрессантов также растет, но, как полагают эксперты фармацевтического рынка, по другой причине — за счет его относительной новизны. Ведущий аналитик центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов рассказал BFM.ru, что российский рынок антидепрессантов и стабилизаторов настроения в I полугодии 2008 года оценивался в 700 млн рублей — это примерно 2,5 млн упаковок таблеток. Средняя стоимость упаковки 280 рублей. А в нынешнем году, в первые шесть его месяцев, общий объем составил 800 млн рублей. Но, если мерить в упаковках, то в этом году их продано меньше. «В деньгах же сумма несколько больше исключительно за счет того, что препараты этой группы в основном импортные, поэтому они подорожали из-за девальвации рубля, а не за счет каких-то улучшений качества или дробности упаковки». (Объем рынка антидепрессантов в за весь 2008 год составил 1,5 млрд рублей или примерно 5,2 млрд упаковок.) Схожие данные озвучили BFM.ru и в компании IMS Health. Кроме того, по подсчетам специалистов этой компании, динамика всего фармацевтического рынка за I квартал составила 16% роста в стоимостном выражении и 9% падения в натуральном. Несмотря на явный рост финансовых показателей российского рынка антидепрессантов, эксперты считают, что связано это с тем, что в России этот рынок появился совсем недавно. По словам Давида Мелик-Гусейнова, российский и западный рынки существенно различаются. Отечественный рынок антидепрессантов, по сути, только начинает формироваться. Само понятие «депрессия» очень долгое время не было сформулировано как диагноз. А некоторые ученые до сих пор видят в депрессии интерес фармацевтических компаний, которые, якобы, искусственно этот рынок создали. «В США в 80-е годы XX столетия появился новый кластер препаратов — антидепрессанты, и во всем мире связанный с ними сегмент начал бурно развиваться. В Россию мода пришла значительно позже — всего лет пять-шесть назад. Такие препараты у нас принято называть «лекарством рублевских жен», потому что практически все они являются клиентами крупных клиник, занимающихся лечением нервной системы, где и применяются эти препараты». Народное название антидепрессантов оправдано. По словам эксперта, такие препараты у нас не пользуются большой популярностью, потому что россияне не ходят к психотерапевтам. Кроме того, антидепрессанты относятся к «лайф-стайл» продуктам, формирующим уровень жизненного комфорта. С экспертом соглашается генеральный директор исследовательской компании DSM Group Александр Кузин, который добавляет, что американцы, в отличие от россиян, чаще посещают психотерапевтов из-за страхового возмещения, в которое входит частичное возмещение стоимости рецептурного препарата. Да и хороших психотерапевтов в России пока не так уж и много. Анна Левинская foto/www.buyantidepressant.com Источник bfm.ru |