Рецессия опрокинула всю почтовую индустрию в полномасштабный кризис. Еще совсем недавно доставка печатной продукции выглядела старомодной, но, по крайней мере, продолжала существовать в развитых странах. Устойчивой оказалась только частная переписка, которая составляет лишь небольшую часть всех писем, пишет британский журнал The Economist. Сотрудники британского почтового оператора Royal Mail готовятся выйти на второй круг общенациональной забастовки. Французские законодатели собираются рассмотреть вопрос об изменении правового статуса La Poste — лишить почту права называться государственным органом и превратить ее в корпорацию. Компании, на долю которых приходилось 80 и более процентов выручки от пересылки писем, сократили расходы на рекламную печатную продукцию, рассылаемую почтой. Они все активнее поощряют потребителей переходить в Сеть — например, предлагая скидки по коммунальным платежам для тех, кто получает их в электронном виде. Переход на электронные аналоги, которые перенесли платежные операции и коммуникации в Интернет, считался неизбежным в долгосрочной перспективе, однако им можно было управлять. Объемы почтовых отправлений падали всего на несколько процентных пунктов в год, позволяя при определенной экономии сохранять основные показатели прибыли. Во многих странах отправители писем переходят в Сеть Частная переписка, которая составляет лишь небольшую часть всех писем, оказалась самой устойчивой к кризису, но и она пострадала от перехода на электронные письма, SMS и социальные сети, пишет The Economist. Адам Крозье, глава британской Royal Mail, обеспокоен, что забастовки, к которым в последнее время так активно прибегают почтальоны, приведут к тому, что все больше граждан предпочтет отправить в этом декабре электронную рождественскую открытку, а не традиционную. Фактически, число писем сокращается гораздо более быстрыми темпами, чем британская экономика. В целом, многие почтовые операторы ждут падения оборотов на 5–10 или даже более процентов в 2009 году. Почтовая служба США в сентябре зафиксировала падение на 14% по сравнению с сентябрем 2008 года — американцы получили на 29 млрд писем меньше. В ноябре 2008 года Почта США, объявляя о втором ежегодном убытке в 2,8 млрд долларов, озвучила прогноз, по которому в 2009 году будут еще большие потери. Европейские почтовые службы, которым удалось улучшить показатели доходности в течение последних 10 лет, также могут начать стремительно терять средства. Почта Швейцарии, например, заявляет, что ее прибыли упадут до 3,3% в этом году против 8,5% в 2008 году — из-за сокращения числа писем. Мэнно Сандерс, аналитик лондонского подразделения Morgan Stanley, прогнозирует, что европейские почтовые службы могут потерять почти половину объема своей работы за ближайшие 10 лет. В Европе классическая почта столкнулась с усиленной конкуренцией, так как с 2011 года все существующие почтовые монополии исчезнут. По иронии судьбы, Япония страдает от падения оборотов не так сильно — число писем сократилось лишь на 2% за последний год. Российский почтовый оператор также уже несколько лет демонстрирует стабильно отрицательные показатели. В I квартале этого года «Почта России» впервые за три года смогла получить прибыль — 63 млн рублей до налогообложения против убытка в 450 млн рублей за аналогичный период прошлого года. За 2009 год российская почта ждет положительной динамики и планирует получить выручку в 104 млн рублей против 80 млн рублей в 2008 году. Всего за год «Почта России» пересылает более 1,5 млрд писем, по ее собственным подсчетам. По какому пути спасения пойдут почтовые службы Эксперты The Economist видят несколько путей по восстановлению рынка почтовых услуг. Во-первых, это рассылка по почте рекламных материалов — но она может вернуться к росту лишь после восстановления экономики. Другая возможность — использовать преимущества Интернета и заняться доставкой товаров из eBay, Amazon и других интернет-магазинов. Сейчас национальные почтовые операторы доминируют в этом сегменте рынка и имеют неплохие возможности для роста. Однако и здесь развивается конкуренция со стороны компаний, специализирующихся на доставке грузов, —например, со стороны германской Hermes. Третья стратегия по выживанию — в разработке более безопасных версий электронных писем. Например, Deutsche Post со следующего года начнет продажи электронных «марок», которые, по ее обещаниям, будут безопаснее традиционных е–mail’ов. Кроме того, почтовые операторы вынуждены будут прибегнуть к автоматизации, чтобы компенсировать снижение объемов почтового потока. Многие почтовые службы выживают благодаря бизнесу, не связанному с письмами. Deutsche Post и нидерландская TNT Post, в частности, имеют в своем распоряжении большой штат по доставке грузов и экспресс-почты, у Deutsche Post есть отдельное логистическое подразделение. Многие другие почтовые операторы имеют в своей структуре банковские подразделения, как Почта Италии и Japan Post. Руководство российской «Почты» в течение последних нескольких лет также пытается активно диверсифицировать свои услуги самыми разнообразными способами. Так, в мартовском интервью газете «Коммерсантъ» новый глава «Почты России» Александр Киселев рассказал, что предприятие планирует заняться развитием розничной торговли в региональных почтовых отделениях, в том числе продажей постельного белья и изделий из трикотажа, которые, по его словам, пользуются популярностью в сельской местности. Кроме того, Почта будет «продолжать предложенный в 2007 году Владимиром Путиным курс на построение на базе «Почты России» сети финансово-банковских услуг». Кроме того, как сообщал BFM.ru, российская почта хочет стать оператором по оказанию госуслуг населению в рамках программы «Электронное правительство» и уже заручилась поддержкой Министерства экономического развития. Эта деятельность не профильная для «Почты», однако, количество отделений на территории России делает ее выгодным партнером для предоставления госуслуг. foto/www.chineseinvitations.com Источник bfm.ru |