Российским страховщикам удалось показать положительный прирост премий /1,5 проц/ по итогам 9 месяцев 2009 года благодаря обязательному медицинскому страхованию /ОМС/, за счет которого частично финансируется здравоохранение. Без учета ОМС падение рынка составило почти 10 проц, а выплаты выросли более чем на 20 проц. Глава Росстрахнадзора Александр Коваль прогнозирует кризис неплатажей на страховом рынке. Действительно многие страховщики жили за счет входящего денежного потока, который значительно сократился в условиях кризиса и выплаты "догнали" взносы. Как будет Росстрахнадзор бороться с такими страховщиками? По мнению А.Коваля, в зоне риска находятся страховщики, которые демонстрируют значительное падение страховых взносов в 2009 году. А таких компаний на рынке достаточно много. По данным Росстрахнадзора, из почти 700 страховщиков, проводивших страховые операции в 2009 году, более 430 сократили страховые поступления, а у 146 страховых компаний падение премий превысило 50 проц. Именно последнюю группу компаний руководитель Росстрахнадзора отметил, как находящуюся в зоне риска. "Самое сложное положение у тех компаний, объем премий у которых сократился на 50 и более процентов", - сказал А.Коваль. Между тем, доля крупных страховых компаний на рынке растет, несмотря на то, что не всем крупным страховщикам удалось увеличить сбор премий за 9 месяцев. Если год назад на десятку крупнейших /см. таблицу/ приходилось 40,7 проц страховой премии /без учета ОМС/, то по итогам 9 месяцев 2009 г – уже 43,5 проц. Доля ТОП-15 выросла с 49,2 проц до 52,1 проц, а ТОП -20 - с 55,9 проц до 59,5 проц. "У кого-то прибыло, а у кого-то убыло", - охарактеризовал основную тенденцию на рынке А.Коваль, констатировав, что убыло, как раз у мелких компаний. Как уже неоднократно писал ПРАЙМ-ТАСС, одним из индикаторов ситуации на страховом рынке является число жалоб, поступивших в надзорные органы. В 2009 году этот показатель бьет все мыслимые рекорды. По словам заместителя начальника управления учета и экономического анализа Росстрахнадзора Татьяны Майоровой, общее число жалоб превысило за 9 месяцев 23,2 тыс против 9,8 тыс за тот же период 2008 года. Стоит также отметить, что в структуре жалоб снизилась доля бесспорного лидера последних лет – ОСАГО. Если раньше на вопросы, связанные с этим видом страхования, приходилось более 50 проц всех обращений, то по итогам 9 месяцев – уже 45 проц. Это связано с существенным ростом жалоб по другим видам страхования. Так, почти в 3 раза выросло число обращений на невыполнение страховщиками обязательств по договорам страхования. Их общее число за 9 месяцев 2009 г превысило 10,7 тыс. По видимости, подобный всплеск связан с тем, что в 2009 году лишились лицензии несколько достаточно известных игроков на рынке автокаско /"Русская страховая компания", "РАСО" и др./, которые, как это стало доброй традицией на страховом рынке, ушли, не рассчитавшись со своими клиентами. Последние ищут правды в Росстрахнадзоре, хотя этой категории граждан он помочь уже не в силах, поскольку после отзыва лицензии у службы нет никаких рычагов воздействия на страховщика. Росстрахнадзор, впрочем, не планирует изобретать особые способы борьбы с проблемными страховщиками. В арсенале службы – запросы, предписания, ограничение или приостановление, и как, крайняя мера, отзыв лицензии. В последнем случае надежд на получение денег от страховщика, как уже было отмечено, нет. По словам А.Коваля, функция Росстрахнадзора заключается не в спасении страховых компаний, а в спасении интересов страхователей. "Наша главная задача – заставить страховую компанию платить, если это возможно, или отозвать у нее лицензию, проведя, таким образом, санацию рынка", - сказал А.Коваль. При этом Росстрахнадзор не ставит задачу увеличить показатели по числу ограниченных, приостановленных или отозванных лицензий. "Мы понимаем, что рынок нужно сохранить, и если страховая компания реально оценивает ситуацию, мы не идем на крайние меры", - сказал А.Коваль. В настоящее время санация рынка идет полным ходом, за 9 месяцев 2009 года было отозвано 69 лицензий, в то время как год назад - 49. Заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов не видит ничего драматического в уходе достаточно большого числа страховых компаний. Системных проблем на рынке нет, идет неизбежный процесс очищения рынка, говорит он, отмечая, что "мы предполагали, что этот процесс будет идти быстрее". Потерпевшим по ОСАГО выплачивают деньги за счет компенсационных фондов Российского союза автостраховщиков, по остальным видам страхования у компаний, уходящих с рынка, не было массовых продаж. С последним высказыванием можно поспорить. Конечно, речь не идет о миллионах клиентах, оставшихся без выплат, но несколько тысяч, а может и десятков тысяч, явно остались у "разбитого корыта". Для того, чтобы не пополнить их ряды, судя по всему, надо страховаться в крупных компаниях. Их, если что, надзорный орган заставит платить. foto/www.dudligehrig.com Источник prime-tass.ru |