Согласно очередному исследованию Ситибанка, в текущем году размер средней зарубежной транзакции в долларах сократился на 25% — с 220 долларов до 166. Тенденция снижения среднего размера покупки прослеживается по всем основным категориям товаров, но особенно сильно россияне стали экономить на ювелирных украшениях и товарах для дома. В то же время возросли расходы на отели (до 22% с 19,9%), авиабилеты (до 11,9% с 7,6%) и аренду машин (до 5,5% с 4,5%). Единственной страной, где средняя сумма по всем категориям товаров увеличилась, стал Кипр — до 320 долларов с 300. Наибольшее падение показали ОАЭ, Италия и Греция. Причем Греция продемонстрировала сокращение средней транзакции как в долларах, так и в рублевом эквиваленте: до 245 долларов в 2009 году с 330 долларов в 2008-м и до 7800 рублей с 8100 рублей, соответственно. Лидерами трат по странам и категориям покупок по-прежнему являются США, Италия, Великобритания и Франция. Швейцария и Турция укрепили свои позиции, в то время как Финляндия и ОАЭ переместились вниз. Самой популярной страной для покупки ювелирных изделий является Турция (23% от всех трат в этой стране), в Италии россияне предпочитают покупать одежду и обувь (около 41%). Что касается остальных стран, то в США наибольшие траты приходятся на авиаперелеты (14%), в Австрии (30%), ОАЭ (27%), Франции (22%), Швейцарии (20%), Финляндии (19%), Испании (18%) и Великобритании (17%) — на оплату гостиниц. Согласно прогнозу Ситибанка, лишь 17,9% трат россиян по кредитным картам в 2009 году будут приходиться на платежи за рубежом. Для сравнения — в прошлом году эта цифра составляла 19,4%. При этом ожидается, что в рублевом эквиваленте объем трат россиян за рубежом сохранит или незначительно превысит показатель 2008 года. По словам руководителя управления кредитных карт Ситибанка Михаила Бернера, в 2009 году россияне не стали кардинально менять или отказываться от своих потребительских привычек в путешествиях за рубежом. «Влияние кризиса проявилось, прежде всего, в резком падении темпов роста объема зарубежных покупок — за пять лет был показан самый незначительный рост. При этом падение расходов в абсолютных значениях в валюте мы связываем в основном с девальвацией рубля», — говорит он. По мнению партнера НКГ «2К Аудит – Деловые консультации» Александра Артемьева, использование личных карт снизилось, прежде всего, из-за значительного уменьшения выезда людей за границу. «Думаю, это продолжится еще в течение 3-4 лет. Траты с корпоративных карт также упали, так как все компании урезали свои бюджеты на обслуживание персонала», — уточняет он. Впрочем, некоторые эксперты придерживаются более оптимистичных взглядов. Аналитик ИК «Арбат Капитал» Михаил Завараев говорит, что тенденция сокращения трат по кредитным картам продолжится до конца текущего года, однако на несколько лет это вряд ли затянется. «В следующем году все будет зависеть от того, как быстро экономика восстановится после кризиса», — поясняет он. Наталья Дубинина foto/www.thesmarterwallet.com Источник bfm.ru |