В октябре на совете директоров компании «Арпиком» было принято решение о замораживании проектов открытия новых ресторанов в 2009 г. в Уфе, Калининграде, Москве и об иных мерах по сокращению затрат«, — рассказывает Нина Литвинова, HR-директор компании. В частности, было решено сократить лишь административный персонал компании с 200 до 130 человек, а также донести до служащих мысль о том, что все эти шаги приведут к повышению эффективности компании. В октябре этому же было посвящено открытое письмо генерального управляющего компании Михаила Зельмана. В ноябре — выпуск корпоративной газеты. Проводились разъяснительные мероприятия в каждом ресторане сети. По словам Литвиновой, было важно объяснить людям, что «остаются те, кто эффективен и предан компании». В этой ситуации, подчеркивает она, гораздо важнее не только мирно расстаться с сокращаемыми, но и избежать демотивации оставшихся. Внушить «Во время кризиса особое внимание следует уделять информированию сотрудников: это позволит компании избежать распространения слухов», — убежден Кирилл Стародубов, гендиректор компании «Желтые страницы». Его компания в октябре пересмотрела работу корпоративного сайта, с тем чтобы вся информация о событиях, происходящих в центральном и 11 региональных офисах, освещалась оперативно. По словам Стародубова, пока компании кризис не коснулся, но в августе 2007 г. возникла необходимость оптимизации затрат (тогда компания Kontakt East Holding, 100%-ный владелец ООО «Желтые страницы», приобрела компанию YPI Yellow Pages Ltd). Стародубов отмечает: тот факт, что часть сотрудников покинет компанию, от них не скрывался. Изменения проводились несколько месяцев, и за этот период люди, которые захотели покинуть компанию, нашли новую работу (около 30 постоянных и 20 временных сотрудников). Конечно, были и те, кто не захотел мириться, — с ними вели многомесячные переговоры, но расходились мирно, подчеркивает Стародубов. Отправить в отпуск «В конце октября начальник отдела сказал, что деньги у компании закончились, банки кредитов не дают, а новые проекты отложены, — рассказывает Алексей, инженер компании “Эква-Н”. — Нам предложили два варианта: увольнение или отпуск за свой счет. Не уверен, что это было законно, все написали заявления на отпуск». «Я посчитала, что честнее отпустить людей, дать им возможность подработать или найти новое место, — комментирует Людмила Гайнаншина, гендиректор “Эква-Н”. — Платить-то все равно не из чего. Сокращать я никого не буду — я знаю, что пусть и после Нового года, но работа будет». «Главное — это честный подход и быстрая реакция, — считает Наталья Степанюк, генеральный директор IQ marketing. — Хотя пока число проектов сократилось незначительно, есть объективные сложности у клиентов: они задерживают платежи. Мы проинформировали 20% штатных сотрудников IQ marketing, что им необходимо уволиться или остаться, перейдя на “проектные” срочные договоры. Поскольку в IQ всегда от 30% до 60% сотрудников работало на проектах, для нас такая форма не нова. Все приняли решение остаться. Более того, иногда на проектах есть возможность зарабатывать больше». Уволить быстро «Нужно сообщить сотрудникам, с которыми компания намерена расстаться, о своем решении в один день», — советует Марк Розин, президент «Экопси консалтинг». При этом, по его мнению, важно у всех оставшихся сотрудников создать уверенность, что сокращения закончились. Один из главных факторов демотивации персонала в период кризиса, считает Розин, — потеря контроля над ситуацией. Человек начинает чувствовать себя пассивной жертвой обстоятельств. Чтобы этого не произошло, надо помочь людям почувствовать, что ситуация под контролем. Например, посредством вовлечения их в разработку антикризисной программы. «В стрессовой ситуации руководитель должен подавить в себе приступ агрессии, потому что агрессия — показатель беспомощности. Он должен предстать перед подчиненными лидером и внушить им доверие, показать, что владеет ситуацией», — советует психотерапевт Владимир Файзинберг, доцент Института психоанализа. Эксперт уверен: руководителю надо быть твердым, не поддаваться эмоциям и в то же время логически объяснить, почему руководство компании поступает так, а не иначе. Объяснить деловым тоном, исключая истерические нотки в голосе. Гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко считает, что подчиненным должно дать понять, что кризис сравним с военным временем, но у него есть позитивные стороны: компании, его пережившие, становятся более сильными. Ради этого стоит на время потуже затянуть пояса. Объяснять ситуацию строителям и банковским служащим нужно по-разному. Последним, полагает эксперт, можно сказать, что их дела не могут быть лучше, чем у клиентов.
Источник: http://vedomosti.ru |